Связанная с Борисом Березовским компания Borjomi Beverages выставила на продажу популярный бренд минералки. Причем покупателем может стать крупный российский бизнесмен.
Если сделка состоится, скорее всего, многолетний запрет на импорт воды в Россию будет снят. Когда ждать легального «Боржоми» на столе – знает наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Информация о том, что «Боржоми» продается, появилась сегодня в газете «Коммерсант» со ссылкой на одного из потенциальных покупателей. Актив немалый. В компанию IDS Borjomi Beverages вместе с грузинской, входят не менее популярные украинские минералки –«Миргородская» и «Моршинская». В общей сложности, продажи достигают полумиллиарда бутылок в год. Отсюда берется и высокая цена. Владельцы хотят выручить за актив от 400 до 500 млн долларов. Впрочем, эксперты считают эту оценку несколько завышенной, даже несмотря на то, что продается такой известный бренд.
Клягин: Довольно сложно говорить о каких-то однозначных оценках, потому что фирма непубличная, даже ключевые показатели своего бизнеса компания не раскрывает. По некоторым оценкам, продажи фирмы составляют около 200 миллионов долларов, и если доверять этой цифре, оценка в 400-500 миллионов выглядит, конечно, несколько завышено. Вероятно, речь идет о какой-то премии за бренд - бренд, безусловно, очень сильный, бренд, безусловно, очень привлекательный, но вряд ли эта премия может формироваться на таком высоком уровне.
Среди потенциальных покупателей, по информации «Коммерсанта», целая плеяда крупных инвестфондов и компаний. В том числе, АФК «Система» Владимира Евтушенкова, структуры, близкие к «Альфа‑Групп» Михаила Фридмана, американский гигант TPGСapital, британский Ashmore, даже Российский фонд прямых инвестиций, фактически являющийся госструктурой. Появление последнего претендента тем более удивительно, что продаваемый актив связывают с Борисом Березовским. Нынешний владелец компании, фонд Salford, неоднократно упоминался в прессе и судебный документах, как управляющий активами беглого олигарха и его партнера Бадри Патаркацишвили. Учитывая, что Березовский заочно осужден в России за хищение, то у нового владельца «Боржоми» могут возникнуть серьезные проблемы в России, не говоря уже о политических последствиях заключения сделки со столь ярым оппонентом Кремля.
Впрочем, и сам Боржом оказался заложником политики. В 2006 году после очередного конфликта между Кремлем и президентом Грузии Михаилом Саакашвили, в России было фактически введено эмбарго на ряд важнейших для грузинской экономики товаров. Под запрет, введенный от имени главного санитарного врача Геннадия Онищенко, попали грузинские вина и знаменитая минеральная вода. Спустя 6 лет ограничения по‑прежнему в силе, хотя в прессе часто появляются слухи о том, что «Боржоми» вот‑вот вернут в российские магазины.
Если новым владельцем станет крупная российская компания, то, скорее всего, ей удастся уговорить порой непреклонного Геннадия Онищенко пустить «Боржоми» в Россию. Потому что без доступа на наш рынок этот продукт, конечно, совсем не так интересен для инвесторов. Ведь до 2006 года «Боржоми» занимал огромную долю рынка – каждая десятая бутылка минералки, продаваемая в России, была со знакомой грузинской надписью на этикетке.
Впрочем, и без продажи российским компаниям «Боржоми» имеет все шансы вернутся в Россию. И благодарить за это следует ВТО, уверен глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Янин: Этому, во-первых, способствует то, что Россия вступила в ВТО, а запреты, принятые в отношении Грузии по вину, фруктам, минеральной воде, не имели, на мой взгляд, никакого отношения к фитосанитарным мерам, а были, скорее, формой экономического давления на Грузию в 2006-м году, еще до войны. Соответственно, Грузия сейчас имеет все основания через процедуру ВТО восстановить допуск на российский рынок. Я думаю, что до конца года «Боржоми», вполне вероятно, может появиться в России.
Ну а тем, кому уже сейчас так плохо, что ждать конца года нет сил, я посоветую отправится в грузинские кафе и на рынки. Там уже сейчас можно найти настоящий «Боржоми». Правда, придется раскошелится. Вот за такую бутылочку придется заплатить 150 рублей. Она стоит того.