Лиманова: Андрей, ну, вот, натворили дел и сбежали за границу. Где вы сейчас находитесь? Если вы не скрываетесь.
Лошак: Сейчас я уже не скрываюсь и нахожусь на одном из греческих островов.
Лиманова: В прессе говорят о провале вашего гениального замысла. Мол, вы хотели высмеять обывательское мышление, стишки, которыми вышивали ваше полотно, нарочито грубые и демонстративные. Обыватель-то вам все равно поверил. Вы разочарованны, удивлены? Или именно этого эффекта вы и ждали? Как мне кажется, это был эксперимент, который, наоборот, удался.
Лошак: Я тут немножко оторван от бурных дискуссий, но через Facebook доносятся до меня какие-то отголоски, я так понимаю, что мнение полярное - кому-то понравилось, а кто-то пишет: «Ржу, не могу», кто-то злится и верит. Но, в конце концов, я надеюсь, что после того, как в конце произошло разоблачение нашего фокуса, все поймут к чему мы всё это вели.
Лиманова: Вы рассчитывали на то, что зрители поверят?
Лошак: Конечно, рассчитывал. Мы всё время играли на такой тонкой грани: тут чуть-чуть правда, а затем обязательно какой-нибудь бредовый вымысел. В принципе, человек, который мыслит, должен был понять примерно на второй минуте, когда я достаю у подножья памятника Зорге дипломат из снега, который передал таинственный шпион. Мне кажется, что в этот момент у нормального человека уже должно было закрасться некое сомнение. Дальше градус абсурда только нарастал и к пятой серии, по-моему, достиг своего апофеоза. Последующее разоблачение, мне казалось, должно было произвести нужный катарсический эффект, когда люди должны были понять, что не всё правда, что им показывает телевизор.
Лиманова: Ну, катарсиса ведь и не получилось?
Лошак: Я не знаю. Мне трудно сказать. Может быть, и не получилось, но, мне кажется, месседж был доставлен.
Лиманова: А с чем связано то, что проект, который был готов год назад, показали только сейчас?
Лошак: Это всё по независимым от меня причинам. Вопрос не ко мне, а к телевизионному начальству НТВ.
Лиманова: Как канал НТВ согласился сам себя выпороть, показав этот фильм?
Лошак: В этом и есть удивительная непотопляемость этого канала.
Лиманова: Может из-за этого целый год и не решались показать?
Лошак: Может быть. Как вы помните, зимой там были тяжёлые политические баталии, наверное, фильм мог какие-то неправильные акценты расставить. Было много причин не показывать его в более смотрибельный сезон. Но, тем не менее, показали, и я очень благодарен, что хватило менеджменту чувства самоиронии. Более того, насколько я знаю, директор страшно доволен этим проектом. Мне недавно позвонили из НТВ-дизайн и сказали, что заказали подарочное издание «Полного затмения».
Лиманова: А героев проекта: Задорнова, Михалкова, Дёмушкина, Проханова, вы не предупреждали перед сьёмкой? Они знали, в чём примут участие?
Лошак: Мы им говорили расплывчатые вещи, что будет такой проект на НТВ, о том, до чего мы все дошли, дожили - Россия полная затмения. Особенно в детали не вникали, говорили про заговоры, про врагов. В общем, мы даже им не врали, это так и есть.
Лиманова: А не боитесь, что может кто-то обидеться и подать в суд?
Лошак: Конечно, боюсь. Мокументарный жанр подразумевает некую пародийность действительности, поэтому тут вопрос- сумеют люди посмеяться сами над собой или нет? В суд подавать незачем, ведь мы же не перевираем, мы просто цитируем.
Лиманова: Реакция аудитории на фильм просто вынуждает вас снять продолжение. Что скажете?
Лошак: Вынуждает меня снять продолжение, пока, теленачальство НТВ, которым страшно понравились рейтинги и они хотят повторения. Но я, честно говоря, не думаю, что я буду второй раз играть в эту игру. Эта такой мой личный жест относительно ситуации, которая сложилась на телевидении. Я всё, что хотел, по этому поводу, сказал. Второй раз это уже не прозвучит так. Шутка, повторённая дважды, не работает.
Лиманова: Но ведь градус абсурда повышается?
Лошак: Градус абсурда в России всегда зашкаливающий. Подобный проект, в принципе, был и будет всегда актуален, поэтому он может выйти и потом. Но, просто, я лично заниматься этим не хочу. Это был для меня интересный жанровый эксперимент, попытка нестандартно донести идею, наверное, на этом мои эксперименты с жанром мокументари закончены.