Прямой эфир

Подвижек в деле Политковской нет, но рапортуют об успехах

Здесь и сейчас
637
18:17, 29.08.2012
Следственный комитет снова отчитался о результатах расследования убийства Анны Политковской: дело в отношении одного из обвиняемых Дмитрия Павлюченкова выделено в отдельное производство, его будут судить в особом порядке, и ему грозит не больше двух третей положенного по закону наказания.

Подвижек в деле Политковской нет, но рапортуют об успехах

Елена Шмараева разбиралась, означают ли регулярные отчёты следователей, что дело об убийстве журналиста «Новой газеты» действительно раскрыто.

Шмараева: О выделении в отдельное производство дела в отношение бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, обвиняемого в соучастии в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, сообщил сегодня официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

Маркин: Следствием планируется выделение уголовного дела в отношении Павлюченкова в отдельное производства с дальнейшим направлением его в суд для рассмотрения по существу в особом порядке в связи с тем, что ранее с обвиняемым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Он рассказал, что Павлюченков, который раньше был свидетелем по делу Политковской, а в августе прошлого года стал обвиняемым, заключил и соблюдает сделку со следствием, дал признательные показания, и доказательства его вины уже собраны. По версии следствия, бывший милиционер занимался организацией слежки за Политковской, для чего использовал своих подчиненных оперативников. А также добыл пистолет, из которого потом застрелили журналистку. Произошло это уже почти шесть лет назад – 7 октября 2006 года.

Интересно, что заявление, почти дословно совпадающее с сегодняшним, господин Маркин делал больше месяца назад, вот запись от 16 июля этого года.

По сути дела ничего нового с Дмитрием Павлюченковым за последний год не произошло: после задержания в августе прошлого года он очень быстро признал вину, и уже в сентябре заключил ту самую сделку со следствием, дал показания против Лом Али Гайтукаева, после чего тому предъявили обвинение.

С тех пор, то есть с октября 2011 года, информации о каких-то существенных подвижках в деле Политковской не появлялось. Разве что об освобождении того самого Павлюченкова: за сотрудничество со следствием и по состоянию здоровья ему изменили меру пресечения на домашний арест.

Новое расследование дела Политковской в общей сложности продолжается уже больше трех лет    с тех пор, как в июне 2009 года были оправданы трое обвиняемых в убийстве журналистки: братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы, а также экс-милиционер Сергей Хаджикурбанов. Махмудовых тогда отпустили, Хаджикурбанова посадили по другому делу, и почти два года расследование не двигалось с места. Зато в мае 2011 года, наконец, был найден предполагаемый исполнитель убийства – Рустам Махмудов. Уже после него задержали Павлюченкова и Гайтукаева.

Сейчас расследование снова застопорилось: уже год следователи отчитываются только о сделке Павлюченкова и грядущем процессе в отношении него, но дело в суд никак не передают. По словам адвокатов остальных обвиняемых, следственные действия с ними проводятся крайне редко. Вот как прокомментировал ход расследования адвокат Ибрагима Махмудова Мурад Мусаев, уверенный, что следствие идет по ложному следу.

Мусаев: Должен сказать, что, по моему ощущению, в течение последних трех лет с момента оправдания моего подзащитного и других обвиняемых следствие занималось только компиляцией показаний Павлюченкова и его бывших подчиненных, которые, на мой взгляд, являются преступниками. Все это так называемое расследование последних трех лет заключается в том, чтобы уговаривать или принуждать тех или иных новых фигурантов дела к тем или иным, на мой взгляд, заведомо ложным показаниям.

У коллег Политковской по «Новой газете» другое мнение: они считают, что исполнителей и организаторов убийства следователи установили верно, по данным расследования газеты и братья Махмудовы, и Павлюченко с Хаджикурбановым, и Гайтукаев – имеют отношение к преступлению. А вот в вопросе установления заказчиков в «Новой газете» не спешат доверять разговорчивому обвиняемому Павлюченкову.

Соколов: Насколько я понимаю, про объективную сторону дела, то есть кто убивал, как убивал, Павлюченков говорит достаточно откровенно, это по идее бьется с тем, что уже известно из показаний других свидетелей. Но меня очень сильно волнует то, что он говорит по поводу заказчиков и организаторов. Хочется понять, кто является настоящим организатором, кто принимал заказ – он или Гайтукаев. Тут принципиальный вопрос, потому что именно от этого пойдет дорожка к заказчику.

В качестве заказчиков Дмитрий Павлюченков назвал следователям в Бориса Березовского и Ахмеда Закаева. Ни одна из сторон по делу: ни потерпевшие, ни защита обвиняемых в это не верят.

Что до Павлюченкова, то когда дело в отношении него, наконец, направят в суд, рассматривать его будет профессиональный судья. А наказание ему суд должен будет вынести не больше двух третей от максимального – не больше 15 лет колонии, тогда как вообще за убийство предусмотрено и пожизненное лишение свободы.

Расследование по основному делу Политковской сегодня в очередной раз продлили до 7 декабря, а всего – до 74 месяцев.