Прямой эфир

Муса Мурадов: Евкуров не смог найти общий язык с Кадыровым

Здесь и сейчас
1 039
21:12, 28.08.2012

Власти Чечни намерены пересмотреть границу с Ингушетией. Сегодня – вслед за словами главы республики Рамзана Кадырова – в Чечне объявили о создании специальной комиссии, которая и решит географический спор.

Муса Мурадов: Евкуров не смог найти общий язык с Кадыровым

Ранее Рамзан Кадыров заявил о намерении поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией, при этом он обвинил соседний регион в посягательстве на земли республики. Чечено-Ингушскую АССР официально разделили на Ингушетию и Чечню в декабре 1992 года.

Сегодня на слова Кадырова ответил и глава Ингушетии. Как заявил Юнус-Бек Евкуров, «граница между Ингушетией и Чечней устоялась, попытки ее пересмотреть могут привести к конфликту».

Почему Рамзан Кадыров решил перекроить границы – мы спросили у обозревателя «Коммерсанта» Мусы Мурадова.

Кремер: Вокруг чего и по какой причине возник этот конфликт?

Мурадов: Для начала должен внести поправку. Речь не идет о пересмотре границ, потому что административной границы между этими двумя субъектами нет, они разграничиваются границами муниципальных образований.

Казнин: Это все-таки условная граница?

Мурадов: Там не пограничной линии.

Казнин: О чем тогда говорит Рамзан Кадыров?

Мурадов: Между всеми субъектами федерации – Кабардино-Балкарией и Южной Осетией – есть административная граница, она четко разделена. С Чечней и Ингушетией уникальная ситуация, это два родственных народа. И они договорились, что граница будет условной. Тема эта возникла в 1991 году, когда Чечня объявила о своей независимости и возникла необходимость отделиться не с Ингушетией, а от Ичкерии, и заявили о необходимости провести границу с Россией.

Кремер: Почему это возникло сейчас?

Мурадов: На мой взгляд, в некотором смысле виноват лидер Ингушетии, который не сумел выстроить отношения с чеченскими властями. Детонатором для возбуждения этой темы стали не совсем корректные заявления лидера Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.

Кремер: Что это были за высказывания? В чем выражается то, что ему не удалось выстроить отношение с чеченскими властями?

Мурадов: До 1991 года предыдущие лидеры Ингушетии тоже сталкивались с этой темой, и всегда находили компромиссное решение, договаривались, размежевания не происходило. Граница оставалась прозрачной даже тогда, когда власти Чечни были как бы независимы от России, не только от Ингушетии. Приграничные районы заселены обоими народами, семьи смешанные. На этой условной границе находятся населенные пункты. Не хочу вдаваться в географию, с точки зрения чеченской стороны, входили в  Чечню, которая до 1934 года существовала отдельно от Ингушетии. Понимая сложность и деликатность этой темы, лидеры двух республик всегда находили общий язык, и между ними были добрые отношения. Где-то полтора года назад лидер Ингушетии сказал, вспоминая историю с чеченскими беженцами, которые переселились, что после этого в Ингушетии резко выросла наркомания, проституция. Для кавказского менталитета это совершенно неприемлемые, некорректные и обидные терминологии.

Второй недавний случай – когда чеченские силовики провели на приграничной территории спецоперацию по ликвидации лидеров чеченских боевиков. Лидер Ингушетии опровергал эту версию, заявляя, что никакой спецоперации не было. Таким образом, ставил под сомнение деятельность чеченских силовиков.

Казнин: Рамзан Кадыров тоже делал резкие заявления, говоря о том, что он может помочь справиться с ситуацией в Ингушетии.

Мурадов: А в чем тут резкость?

Казнин: Обидой отреагировал Юнус-Бек Евкуров, заявляя, что они сами справятся.

Мурадов: Вы подтвердили мою версию.

Кремер: Ваш прогноз – как это будет развиваться дальше? Придется вернуться и прочертить границы 1934 года?

Мурадов: Думаю, что никакого трагического развития не будет, уже вчера в Грозном объявили о создании двухсторонней комиссии, которая будет упорно и нудно разбираться с этой темой. Любые изменения между субъектами – прерогатива федерального центра. А найти такую линию, которая одинаково бы удовлетворяла и одну, и другую сторону, невозможно. Поэтому эту тему заволокитят, в хорошем смысле слова.