Активистка Татьяна Романова, которая прославилась тем, что залезла на забор посольства Турции после приговора по делу Pussy Riot, сегодня была оштрафована судом на 500 рублей за неподчинение полиции и пришла в студию ДОЖДЯ, чтобы рассказать свою версию этой истории.
Казнин: Будете обжаловать или нет?
Романова: Я думаю, что это не имеет смысла. 500 рублей - это не такое страшное наказание.
Писпанен: А какое вы ожидали, на самом деле, учитывая, какие в последнее время были приговоры?
Романова: Да, адвокат просто убеждал меня изначально, что если меня выпустили из ОВД до суда, то, скорее всего, будет просто штраф. Но у меня у самой были сомнения на этот счет, потому что все-таки вот это вот проникновение на территорию посольства Турции и, главное, не меня, а сотрудников полиции, вооруженных, при исполнении, я думаю, оно повлекло последствия и для самих этих полицейских, и для их начальства.
Писпанен: То есть вы что-то знаете, или вы думаете?
Романова: Нет, я предполагаю. Я знаю точно, что им был выговор этим сотрудникам, потому что я, спасаясь от преследования, туда проникла.
Писпанен: Вы знали, что вы проникаете на территорию чужого государства?
Романова: Нет.
Писпанен: …Члена НАТО.
Романова: Я знала, что там посольство, но в тот момент, когда это происходило, я как-то забыла об этом, у меня не было выбора. Единственная фраза, с которой ко мне сотрудник полиции обратился в тот момент, это была угроза: «Я тебя сейчас оттуда скину». И после этого он прыгает на сетку и у меня просто не остается другого выхода: либо попытаться дальше куда-то от него спастись, либо позволить себя скинуть.
Писпанен: Как к вам отнеслись на территории чужого государства?
Романова: Когда мы спустились и уже обошли здание, вышла представитель посольства с несколькими охранниками и она очень ругалась, так скажем, на этих сотрудников полиции.
Писпанен: Не на вас, на сотрудников полиции?
Романова: На сотрудников полиции. Она сказала: «Вы не имеете право проникать на территорию государства Турции». Они пытались ей объяснить, что они проникли туда следом за мной. Но она сказал: «Девушка - это другое дело. А максимум, что вы могли сделать - это обойти и со стороны входа потребовать ее выдачи, но никак не пролезать через ограду». И потребовала, чтобы они вышли. А когда уже они ушли. Она предложила мне там воду, сок, кофе, что-нибудь. Сказала, что очень переживала, пока…
Писпанен: Статус беженца не предлагала?
Романова: Нет. Не предлагала, но предлагала немножко посидеть. Но я как-то вот на эмоциях все-таки решила выйти. Наверное, это было ошибкой в тот момент.
Казнин: Насколько знаем, вы ведь гражданка Казахстана?
Романова: Да.
Казнин: И как вы думаете, может сказаться на вашем положении в России и вот этот вот штраф, приговор и так далее?
Романова: Я думаю, что это может сказаться в процессе моего оформления российского гражданства, возможно.
Писпанен: А вы в какой стадии сейчас?
Романова: Я сейчас только собираюсь подавать документы. Вот этого я опасаюсь.
Писпанен: И если вам откажут в получении российского гражданства, что вы будете делать?
Романова: С точки зрения законодательства, они не могут мне отказать, потому что у меня родители - граждане России, также как и сестра. То есть я фактически одна в семье с гражданством Казахстана. А вот близкие родственники, являющиеся гражданами России, - это основание для получения гражданства. Я не знаю, чем они это объяснят.
Писпанен: Я так понимаю, что вы не первый раз страдаете за свои политические взгляды?
Романова: Да.
Писпанен: Вы даже, вас били. Что это за история?
Романова: Да. Во время предварительного слушания в Таганском суде районном также по Pussy Riot, православный активист, как представился этот человек, Сергей Якимов ударил меня за фразу «Бог прощает всех». И после этого я попала в больницу с сотрясением мозга.
Казнин: А почему вы так активно участвуете в защите девушек из этой панк-группы?
Романова: Потому что я считаю, что весь этот процесс, который происходил все это время, который можно было наблюдать - это просто фарс, это издевательство над законодательством, над правосудием, в принципе. И максимум, что можно было предъявить этим девушкам - это административное правонарушение, но не уголовное преступление. И у нас светское государство, и судить людей за нарушение церковных канонов - это что-то невероятное.
Писпанен: Вы понимаете, что вы, участвуя в такой активной поддержке Pussy Riot, еще может быть кого-то, вы сами можете пострадать? То есть, во-первых, вам просто административно могут не дать вам гражданство, будут проблемы, могут выслать (были и такие уже случаи в Российской Федерации), ну и даже, в конце концов, посадить, как девушек Pussy Riot за что-то.
Романова: Я это понимаю, но главное, чтобы это не противоречило моей совести. То есть я считаю, что то, что я делаю, - это правильно, это для меня главное.
Писпанен: Спасибо большое, что пришли к нам сегодня. Надеемся, что все обойдется.