Россия сегодня наконец‑то присоединилась к Всемирной торговой организации. К этому событию мы шли 20 лет, и до сих пор не утихают споры, насколько нашей экономике это выгодно.
Сегодня ровно в полночь по женевскому времени Россия стала 156-м членом этой организации. Вступил в силу протокол о присоединении нашей страны к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО.
По поводу участия России во Всемирной торговой организации было сломано немало копий. При очевидных плюсах нашего участия в ней не обойдется и без явных минусов.
Организация сейчас регулирует 97% мировой торговли. Основная её цель – снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и импортных квот.
Ранее министр экономического развития Андрей Белоусов говорил, что соглашение о вступлении России в ВТО обеспечивает «стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов». Таким образом, все они получат гарантии работы по одинаковым правилам и у себя дома, и в других странах.
Прямым следствием вступления России в ВТО станет снижение антикризисных пошлин на импортные товары, в том числе и автомобили. Они были повышены в 2009 году, чтобы защитить отечественного производителя. Теперь же заграничные товары будут дешевле, а экспортеры получат новые рынки, отмечает главный экономист «Дойче Банка» Ярослав Лисоволик.
Лисоволик: Выгоды для российских потребителей заключаются в более низких ценах на потребительские товары, не только импортные. Конечно, импортные товары будут снижаться в цене за счет снижения пошлин. В краткосрочной перспективе уже снижаться будут пошлины на автомобили. Но помимо этого будут снижаться цены и на другие товары, потому что, в целом, вступление в ВТО и торговая либерализация, торговая открытость будет предполагать более высокий уровень конкуренции. Этот более высокий уровень конкуренции практически во всех отраслях нашей экономики будет приводить к тому, что на потребительские цены будет оказываться понижательное давление.
По прогнозам Лисоволика, инфляция ежегодно будет снижаться на 1%.
На первый взгляд наше членство в ВТО, конечно, представляется весьма выгодным для потребителя. Однако оценить все его преимущества мы сможем лишь спустя 7-10 лет. А негативные последствия Россия ощутит, что называется, «в моменте», считает макроэкономист Вероника Чекина.
Чекина: Согласно оценке Минэкономразвития, прямые бюджетные потери присоединения России к ВТО через год могут составить порядка 200 миллиардов рублей и в 2014-м году порядка 250 миллиардов рублей. В условиях экономического спада и снижения цен на сырьевые товары, правительству, для того, чтобы залатать бюджетные дыры, придется придти на значительное урезание социальных расходов и увеличение налогового бремени на бизнес и граждан. А наш основной эксперт был и остается сырьевым. Товары же широкого потребления явно не смогут выдержать конкуренции с импортными. Таким образом, основные издержки этой консолидации России и ВТО лягут на первоначальном этапе на предприятия малого и среднего бизнеса и, соответственно, занятых в этом производстве граждан.
За членство в ВТО наша страна торговалась очень долго. И, вероятно, почти за 20 лет нам удалось выторговать максимально приемлемые для себя условия. До сегодняшнего дня Россия оставалась последней крупной мировой экономикой, не входящей в ВТО.