Одновременно с Бараком Обамой выступили и российские военные. Открестились от того, что поставляли когда бы то ни было химическое оружие сирийцам. Мол, у нас и своих проблем хватает: через 4 месяца истекает срок безопасного хранения химических боеприпасов. А утилизировать в срок его точно не успеют. Петр Рузавин – о химических страстях.
Рузавин: Президент США выступил, на первый взгляд, с дежурным заявлением
Если Сирия применит химическое оружие против своих же граждан - повстанцев, например, то Барак Обама, возможно, начнет военную операцию. Причем, это произойдет, даже если разведка зафиксирует просто перемещение химических снарядов по стране.
До этого Дамаск заявлял, что готов применить его, но только в случае, если иностранные государства вмешаются во внутренний конфликт. Ответственный редактор еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин считает, что заявление Обамы может стать началом повторения войны в Ираке, когда поводом к войне послужил поиск оружия массового уничтожения.
Литовкин: Это все так и может быть. Вы, наверное, помните, что поводом к началу агрессии против саддамовского Ирака было как раз вот это химическое оружие, которое никто потом не нашел. Но, я не уверен, что Обама рискнет вторгаться сегодня в Сирию, потому что ему не нужна гибель американских солдат накануне перевыборов.
Впрочем, в Сирии никто и не скрывает, что у них есть химическое оружие. Она является одной из немногих стран - их всего 5, - которые отказались подписывать Женевскую конвенцию о разоружении в 90-е годы наряду с Анголой, Северной Кореей, Египтом и Сомали.
Впрочем, это не мешало на протяжении последних лет и в других странах периодически его использовать, например, во время второй Чеченской войны или в Иракской компании против Саддама Хуссейна. Но не боевики или повстанцы, а власти государства последний же раз химическое оружие использовали в конце 80-х во время иракской кампании против курдов.
Сегодня с официальным заявлением выступила и российская сторона. В ряде СМИ до этого появилась информация, что в Сирию химическое оружие попало из России или СССР. Замначальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Владимир Мандыч заявил, что это исключено, а также рассказал о том, как в нашей стране проходит кампания по утилизации химического оружия. 4 из 5 этапов уже пройдены, а 226 миллиардов рублей из выделенных 371 - освоены. Но теперь впереди самый трудный этап, за который нужно уничтожить около 14 тысяч тонн отравляющих химсредств. Завершить его планируют к концу 2015 года. Но срок безопасного хранения этого вида оружия истекает уже к концу года. Чем это опасно - нам рассказал доктор химических наук, академик Российской академии естественных наук Вадим Мальцев.
Мальцев: Оно опасно, прежде всего, тем, что химическое оружие хранится или уже в боевых снарядах, или в каких-то специальных контейнерах. Основная проблема – это выход из строя оболочек снарядов или контейнеров. Значит, каким образом допустили, что дотянули до истечения срока, это можно объяснить только халатностью, такой жестокой халатностью. Давным-давно это все надо было переработать.
Также Мальцев напомнил о крупном наследии обеих Мировых войн – в Балтийском море затоплено огромное количество химических боеприпасов – никто не может их даже подсчитать. И что делать с ними – вообще неизвестно.
В России сейчас 7 действующих объектов, где хранится химическое оружие, все они располагаются на европейской части России. Как заявляют эксперты, при должной безопасности, без катастрофических последствий утилизировать или переработать то, что на них находится к концу 2015 года - вполне реально. Однако одновременно с этим, по информации Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, более 7 тысяч химических боекомплектов, которые надлежит уничтожить, сейчас находится в аварийном состоянии.