Уже в поддержку Чириковой высказались лидер «Левого Фронта» Сергей Удальцов, депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков. А «эсер» Илья Пономарев вообще заявил, что вся оппозиция должна объединиться вокруг ее кандидатуры. Кого выдвинет на выборы «Единая Россия» пока неясно. Но, судя по всему, это будет нынешний временный мэр Олег Шахов. Выборы в Химках пройдут в один тур: то есть, для победы не надо получать больше 50%, а в случае, если представителей оппозиции несколько, они отбирают голоса друг у друга. И в желанном кресле оказывается кандидат от власти.
Не боятся ли заблудиться в предвыборном лесу сами кандидаты? В нашей студии Андрей Нечаев.
Писпанен: Почему решили вернуться в политику, так скажем?
Нечаев: В политику я решил вернуться не вчера и не неделю назад, а когда еще несколько месяцев назад вместе со своими сподвижниками мы стали создавать партию «Гражданская инициатива». И, собственно, история вопроса очень простая: я опубликовал, по-моему, в своем Твиттере или в Фейсбуке, я не помню, короткий пост, что поздравляю химчан с тем, что наконец-то мэр Стрельченко подал в отставку, это дает нам хороший шанс бороться с экологическими преступлениями. Там огромное количество разного рода злоупотреблений, просто, может быть, экологические преступления, они получили большее звучание и в обществе, и в средствах массовой информации. И тут на меня посыпался шквал предложений, вернее, не предложений, а просьб и даже требований - и в тех же социальных сетях, и от моих партийных сподвижников, и просто от моих друзей: теперь ты и выдвигайся.
Я уже лет 15 живу в Химках. Если говорить о городском округе Химки, я живу в Новогорске. И мы встречались, вас тогда не было, по поводу, действительно, совершенно ненормальной ситуации – попытки застройки природного парка в дельте реки Сходни, чем я очень активно занимался, и тема, кстати, далеко не закончена, и мы в любом случае этой темой будем дальше заниматься.
Писпанен: То есть у вас сейчас с Евгенией Чириковой почти одинаковые, как скажем, платформы предвыборные? У нее Химкинский лес, у вас Новогорск.
Нечаев: Мы даже создали в свете этой ситуации… Кстати, застройка поймы Сходни – это не единственное экологическое преступление. Кроме Химкинского леса, который у всех на устах, там варварски застраивается огромное количество территории, мы сейчас в Новогорске создали такой территориальный совет общественного самоуправления и пытаемся уже консолидированно заявлять политику жителей.
Писпанен: Давайте к выборам, про экологические проблемы – потом чуть-чуть.
Нечаев: Это просто тот мотив, который меня ко всему этому привел. Я могу сразу сказать, что, во-первых, я не принял для себя окончательного решения о том, что я буду баллотироваться. Я этого не исключаю, потому что меня к этому целый ряд людей подталкивает.
Я могу сказать, почему мне было бы интересно занять эту должность. Я – и когда был министром, и потом уже, в своей банковской деятельности, я много занимался проблемами военно-промышленного комплекса. А Химки – это большой промышленный центр. И мне, конечно, было бы очень интересно поработать с теми предприятиями: там предприятие атомной промышленности, многие об этом просто не знают, что это были долго засекреченные объекты. В этом смысле Химки – это уникальное место: с одной стороны - действительно мощная промышленность, с другой стороны - рекреационный центр, с третьей стороны – логистический центр, торговые центры. То есть, я бы сказал, что это место, где профессиональному экономисту есть где развернуться.
В основном все злоупотребления, которые там были и которые возмущали жителей, они были в наибольшей степени связаны с землей, потому что это от пятисот метров до полутора десятков километров от Москвы. Как раз промышленностью там особо никто не занимался. Я бы сказал, что у меня есть мечта, знаете, как губернатору Артамонову удалось на ровном месте превратить Калужскую область в инвестиционный рай, мне кажется, что есть хорошие шансы, конечно, ситуация другая, и возможности мэра здесь гораздо меньше, чем губернатора, и, конечно, это нужно будет иметь действительно серьезную поддержку губернатора, но это мощный район, и превратить его такой подмосковный инвестиционный рай, мне кажется, это задача очень интересная и очень благородная.
Лобков: Вы не боитесь, что будете наступать друг другу на пятки, а в конце концов вас по одиночке всех переборят, потому что вы сами поможете, вот «Яблоко» против – не хочет поддерживать никого. Как у Гайдара с Явлинским с 93 года это все началось, и всех потихонечку передушили поодиночке.
Нечаев: Давайте не опережать события. Мне уже, к сожалению, не 20 лет и даже не 30, чтобы вот так бросаться в холодную воду – то ли выплывешь, то ли нет, поэтому я сказал, что я не принял для себя окончательного решения, мне надо думать, мне надо советоваться с людьми, мне надо понять, мне кажется, я могу собрать хорошую команду, но я должен быть на 100% убежден, потому что, знаете, вот есть публичная уличная политика, я тоже выступаю на митингах, вот 19-го я выступал у Белого дома, а мэр – это все-таки не столько публичный политик, это, простите меня, это драные трубы, это размолотые дороги, это школы, которые надо красить и оснащать мебелью. Ко мне несколько лет назад обращались – это был такой жест благотворительности - я красил уже там одну школу, но это был чистый жест благотворительности. А вот именно это надо понять. Не просто – готов ли ты к этому, а можешь ли ты собрать команду, понимая, что местное самоуправление России чрезвычайно поражено в правах. Да, бюджет Химок достаточно велик, если сравнивать его с каким-нибудь районом Кировской области, где вот у меня тоже есть подшефное предприятие, он, конечно, несравним. Но тем не менее - это в значительной степени нищенское существование.
Лобков: А у вас бизнес-интересы есть в Химкинском районе?
Нечаев: Нет, у меня единственный там интерес – это то, что я там живу. И мне очень обидно, что там происходит с экологией и то, что там происходит с природой. В чем мой профессиональный интерес как экономиста? Попытаться сделать из Химок инвестиционный рай, и в конце концов это отразится на уровне жизни жителей, безусловно, потому что там люди просто устали. Это один из самых политизированных районов в Московской области, а, может быть, в стране, потому что столько там администрация наворочала за последнее время…
Писпанен: Если вы все-таки примите для себя это решение, вы будете договариваться с другими кандидатами?
Лобков: Или праймериз устраивать?
Нечаев: Вы абсолютно правы, что будет плохо, если будет несколько кандидатов примерно из одного лагеря. Единственную, мне кажется, разумную мысль выдвинул Митрохин, что сейчас надо попытаться зарегистрировать ну, не максимум кандидатов, чтоб не превращать это все цирк, но зарегистрировать нескольких кандидатов, потому что далеко не факт, мы знаем, как работает наша избирательная система, конкретно в Химках 80% членов избирательных комиссий – это сотрудники администрации – люди подневольные, и там такие безобразия были на выборах разного уровня, что многие другие выборы просто отдыхают, а Чуров покажется ангелом. Поэтому сначала надо убедиться, что вообще хоть кого-то зарегистрируют. А вот после этого уже, действительно, договариваться и выдвигать единого кандидата, мне кажется, это разумный подход, хотя, конечно, психологически очень тяжело собрать подписи, начать кампанию и потом снимать свою кандидатуру.
Лобков: Как вы считаете, Шойгу искренне заинтересован в том, чтоб в Химках были честные выборы?
Нечаев: Я думаю, что Сергею Кужугетовичу, с точки зрения его собственной политической карьеры, точно не нужен никакой ни грандиозный, ни кулуарный скандал. И в этом смысле, наверное, ему проще провести честные выборы, чем очень сильно давить. Беда состоит в том, что Химки – это достаточно масштабный объект, по крайней мере в Московской области – это один из крупнейших, один из ведущих, один из наиболее экономически и промышленно развитых районов, поэтому не факт, что один Шойгу будет принимать здесь решение. И если партия скажет: «Надо», то не исключаю, что Сергей вынужден будет взять, что называется, под козырек, и делать то, что, может быть, в данный момент не соответствует его собственным принципам и политическим интересам. Но я не хочу в данном случае забегать вперед, мы с ним когда-то работали в одном правительстве, и он был человеком очень принципиальным, но с тех пор много воды утекло.