Наш коллега Илья Васюнин выяснял, что поменяется в работе центра «Э».
Васюнин: О том, что во всероссийском центре по борьбе с экстремизмом сменится начальник «Интерфаксу» сообщил неназванный источник, затем это в своем твите подтвердил депутат Александр Хинштейн.
«Юрий Коков – ставленник бывшего министра Рашида Нургалиева, – и им недовольны», говорил Хинштейн. Работать, по информации, депутат Коков будет в институте повышения квалификации МВД.
Юрий Коков возглавил его с момента образования – то есть с осени 2008 года. Главное управление по противодействию экстремизму появилось в ходе реформы министерства. До этого в МВД существовал одноименный департамент, который до этого назывался Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Антиэкстремистские подразделения известны так называемыми «политическими делами». Преследованием антифашистов, членов «Другой России», арт-группы «Война», допросами Алексея Навального и других оппозиционных активистов. Сотрудники центра «Э» в штатском посещают митинги и акции «ОккупайАбай», входят в следственные группы по делам Pussy Riot и Болотной.
Хотя сами полицейские говорят, прежде всего, о борьбе с опасными для государства явлениями.
Например, что рассказывал Тимур Валиуллин Дмитрию Медведеву, когда тот (еще в качестве президента, прим. ред.) посещал одно из московских управлений полиции. Вот цитаты из стенограммы встречи по официальному сайту президента kremlin.ru – своеобразный отчет центра «Э», по Москве:
«Признаны экстремистскими и запрещена деятельность семи националистических движений. Пресечена деятельность автономных боевых террористических групп, которые, как я говорил, осуществляли вооруженные нападения на лиц неславянской внешности, объекты религиозного культа, а также планировали совершение террористических актов на объекты жизнеобеспечения города Москвы и физическое устранение ряда высокопоставленных сотрудников органов внутренних дел Москвы и Санкт-Петербурга.
А что касается, например, той же самой Москвы, то в Москве видно, что очень много каких-то потенциально-заказных дел, по косвенным критериям можно судить об этом, например.
Продолжается работа по пресечению так называемых анархистских групп, основной идеей которых является насильственное изменение конституционного строя, организация массовых беспорядков, хулиганские действия, акты вандализма, причинение имущественного вреда структурам и органам внутренних дел, исполнительной власти, офисам политических партий и так далее».
Динзе: Ну, общая тенденция безнаказанности – это в Нижнем Новгороде. Центр по борьбе с экстремизмом. И наглость в проведении возможных мероприятий в отношении оппозиции, антифашистских. И что касается просто-напросто Санкт-Петербурга, там стараются работать по закону и в соответствии с законом, и не часто мы видим какие-то заказные дела, да, в принципе, их в последнее время нету в Санкт-Петербурге. Может, я, конечно, ошибаюсь на фоне других дел, которые еще не освещены в СМИ.
А что касается, например, той же самой Москвы, то в Москве видно, что очень много каких-то потенциально-заказных дел, по косвенным критериям можно судить об этом, например.
Существует и еще одна версия отставки Юрия Кокова – связанная с событиями в республике. В июне после отставки Нургалиева и прихода Владимира Колокольцева, в столице Кабардино- Балкарии – Нальчике – проведена спецоперация. Были задержаны руководитель администрации главы республики Владимир Жамборов, его брат Руслан Жамборов, возглавляющий управление Федеральной почтовой службы по КБР, и министр по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Хабдульсалам Лигидов. Всем им инкриминируется участие в незаконном отчуждении из республиканской собственности здания нальчикской филармонии в пользу модельера Мадины Хацуковой, которая также находится под следствием.
В республике идет противостояние между командой президента Арсена Канокова и кланом, сложившимся вокруг покойного президента. Вот что рассказывал президент Каноков в интервью «Коммерсанту»:
— Владимир Жамборов на суде заявил, что за этой операцией стоит ваш давний оппонент Юрий Коков, глава департамента по борьбе с экстремизмом МВД РФ. Это правда?
— Выражусь по возможности корректно, не только обвиняемые произносят эту фамилию. Кто заказчик и истинная подоплека происшедшего в самой республике, вероятно, уже знает каждый. Беда многих руководителей республик Северного Кавказа заключается в том, что выходцы из их регионов попадают в федеральные структуры и начинают теневую борьбу с использованием служебного положения. Я ничего не имею против конкуренции, только конкурируйте честно, а не погонами прикрывайтесь и федеральный ресурс не используйте.
— А эта оппозиция на московском уровне чего хочет?
— Желание одно — возглавить малую родину, из которой вышел».
Джемаль: В республике сложилась команда вокруг Канокова, и сложилась оппозиция – это люди, которые когда-то окружали старого президента Кокова, из ее крыльев – это, конечно, был Юрий Коков. Все вещи, которые происходят в республике, они либо напрямую инспирированы этим конфликтом, либо как-то очень сильно на него в любом случае влияют. В том ключе всегда рассматривалась серия арестов вокруг Канокова сразу после смены министра. Тут же параллельно сразу возникли слухи, что сейчас будут снимать самого Канокова. Как компромиссная фигура рассматривался Юрий Коков, как человек, который женат на болгарке, связан со старой элитой, нормально воспринимаем силовиками. Так что, слухи о том, что его как бы переводят, это может быть как и контрудар с той стороны, то есть он лишается, вроде, поста и уходит на такую как бы пенсию, а, может быть - это всего-навсего трамплин, в ходе всего предложат Канокову отправиться в отставку, вот готовая замена.