Прямой эфир

Экс-главы администрации президента давал взятки депутатам. В Бразилии

Здесь и сейчас
239
16:20, 02.08.2012
«Менсалао» – этим изящным словом называют в Бразилии коррупционный скандал века, который сегодня начинает рассматривать Верховный суд. «Менсалао» в переводе означает «крупная месячная надбавка» – это те деньги, которыми бывшие чиновники подкупали своих партнеров.

Экс-главы администрации президента давал взятки депутатам. В Бразилии

40 миллионов – это примерная сумма. Сколько бюджетных средств в действительности расходовали обвиняемые, выяснить довольно сложно. Зато с кругом подсудимых бразильские следователи уже определились. Обвинения выдвинуты против 38 человек – в их числе несколько экс-министров, десяток бывших парламентариев, бизнесмены и бывший глава президентской администрации.

Главным организатором преступной схемы считают Жозе Дирсо. Довольно непростой, кстати, схемы. По данным следствия, с 2002 по 2005 годы члены правящей «Партии трудящихся» подкупали депутатов из других партий – тех, что входили в коалицию. Каждый день им выплачивали ту самую «крупную месячную надбавку» – а фактически взятку в размере 10 тысяч долларов. За то, чтобы парламентарии голосовали по важным вопросам так, как от них этого хотела «Партия трудящихся».

Несмотря на то, что в этом скандале замешаны люди из правительства Инасио Лулы да Силвы, бывшего бразильского президента, его самого ни в чем не обвиняют. Когда о подкупах стало известно в 2005 году, Лула заявил, что чувствует себя преданным. Но потом, в 2006 году, его без особых проблем переизбрали – и ушел он со своего поста с рейтингом 85%.

Те миллионы, которые пошли на взятки и на возврат долгов правящей партии, брались из рекламных бюджетов госкомпаний. Причем довольно крупных, вроде нефтяной Petrobras. Материалы дела изложены на 50 тысячах страниц. А для того, чтобы их составить, пришлось опросить 600 свидетелей.

Для Бразилии такие дела не редкость. С другой стороны, таких масштабных расследований действительно еще не было. Но можно вспомнить, например, такие истории.

Пауло Малуф, которого в США обвинили в краже крупных сумм денег, сейчас в бразильском конгрессе. Фернандо Коллор, бывший президент, которого сняли с должности через процедуру импичмента и которого признали виновным в коррупции, снова в Сенате. А его отец, Арнон де Мелло, в 1963 году вовсе застрелил коллегу по сенату, но никогда не привлекался к суду.

Алексей Черняев, специалист по Латинской Америке, считает, что скандалы не обошли стороной и нынешнюю администрацию Дилмы Руссеф, но в Бразилии порог возмущения коррупцией выше, чем, скажем, в западных странах.

Черняев: Бразильская политическая система высоко коррумпирована по своей структуре, там порядка четверти депутатов парламента либо привлекались к ответственности по делам о коррупции в прошлом на разных уровнях, либо сейчас привлекаются. С середины 90-х годов ведется довольно напряженная борьба с коррупцией, но принципиально ситуация не очень сильно меняется. Всю администрацию Дилмы Роуссефф, которая сейчас есть, сотрясают коррупционные истории. Там уже несколько министров вынуждены были покинуть свои посты, считайте, за 1,5 года в результате скандалов. 

Борьба с коррупцией в высших эшелонах бразильской власти – дело непростое с юридической точки зрения. Преследовать министра или парламентария за преступления на посту может разрешить только конгресс. А громкие дела рассматривает Верховный суд. Поэтому подготовка сегодняшнего процесса и заняла несколько лет. Возможно, кто-то из нынешних чиновников попытается отсрочить приговор до тех пор, пока не пройдут октябрьские выборы в регионах. Ходили слухи, что этого добивался сам Лула да Силва. Но он эти сведения отрицает.