Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич снова привезут в Хамовнический суд в понедельник, и суд должен будет решить, допрашивать ли по делу президента Владимира Путина и патриарха Кирилла, как того требует защита. За происходящим сегодня в суде следила Елена Шмараева.
Шмараева: Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич сегодня впервые посадили в одну клетку – за решеткой в зале Хамовнического суда девушки сидели на одной скамье.
Заседание было предварительным, поэтому проходило за закрытыми дверями, под дверью результата слушания пришлось ждать не только журналистам, но и родителям подсудимых. Станислав Самуцевич, который пришел в суд поддержать дочь – за четыре месяца ареста у него было с ней только два свидания. Он рассказал, что сначала был шокирован акцией в Храме, а потом понял, что ни его дочь, ни другие участницы группы Pussy Riot не заслуживают осуждения.
Самуцевич: Для меня, конечно, первое - сначала был шок, я человек старой формации, для меня, конечно, это было неожиданностью все это дело, но по мере того как развивались события, содержание под стражей… И когда происходил достаточно глубокий анализ этого явления, конечно, у меня позиция изменилась: я, видите, достаточно резко отзываюсь о том, что произошло. Это вынужденное, это эволюция сознания происходит постепенно. К этому все приводит, я думаю, не только меня, но и многих, которые наблюдали весь этот процесс.
Пока прокурор в закрытом от прессы зале требовал оставить девушек под арестом на шесть месяцев – это стандартный срок меры пресечения на время суда – у здания суда собирались сторонники и противники уголовного преследования Pussy Riot. Два человека даже были задержаны.
В коридорах, несмотря на то, что у Хамовнического суда огромный опыт громких процессов: именно здесь судили Михаила Ходорковского – судебным приставам никак не удавалось навести порядок, и помогать им вышел лично председатель суда Виктор Данилкин.
Данилкин: Поэтому послушайте меня внимательно: в противном случае, чтобы не срывать процесс, я попрошу, чтобы освободили здание суда от вас, вот и все.
За один день завершить предварительные слушания судье Марине Сыровой не удалось, она успела только принять решение о том, что Толоконникова, Алехина и Самуцевич должны остаться за решеткой до 12 января 2013 года.
Защитники участниц Pussy Riot буквально завалили суд ходатайствами, они потребовали допросить многочисленных экспертов – как тех, кто проводил экспертизы по делу, так и независимых специалистов-культурологов, искусствоведов, в частности Андрея Ерофеева. Хочет защита выслушать и непосредственных очевидцев событий в Храме – фотографа Дмитрия Алешковского, видеооператора Дмитрия Зыкова, блогера Александра Кашина.
Также адвокаты Pussy Riot потребовали исключить из дела экспертизу – то самое скандальное заключение, авторы которого пришли к выводу, что действия девушек в Храме нанесли потерпевшим православным глубокие душевные раны и оскорбили их чувства.
Полозов: Нами было заявлено ходатайство о исключении так называемой «третьей экспертизы» в силу того, что она была, скажем так, не совсем законным образом осуществлена и у нас есть серьезные сомнения в ее достоверности. Все ходатайства были поддержаны нашими подзащитными, часть наших подзащитных, в частности, Мария Алехина и Надежда Толоконникова заявили ряд своих ходатайств, в том числе ходатайство о получении протоколов судебного заседания.
Ходатайств защиты оказалось так много, что прокурор попросил у суда время на подготовку своего ответа на них, поэтому заседание и перенесли на понедельник 23 июля. Судья Сырова, в частности, должна будет решить, вызывать ли в суд патриарха Кирилла и президента Путина.
Фейгин: Поскольку решающим образом президент Путин влияет на решение этого суда, то было бы правильно, с правовой точки зрения, допросить и его. Мы, конечно, не убеждены, что ходатайства будут удовлетворены, но для нас является принципиально важным соблюсти Уголовно-процессуальный кодекс в этой части.
По части 2-й статьи 213-й УК «Хулиганство» участницам Pussy Riot грозит до 7 лет тюрьмы. Под арестом Толоконникова и Алехина провели уже почти пять месяцев, Самуцевич – четыре месяца. Около двух недель назад все трое обвиняемых объявили в СИЗО голодовку, но сегодня муж Надежды Толоконниковой Петр Верзилов рассказал в суде, что девушки голодать прекратили, чтобы у них были силы на то, чтобы защищать себя в ходе процесса.