Журнал Forbes назвал Владимира Путина самым влиятельным человеком нефтегазового сектора мировой экономики. Такие выводы журналисты сделали по итогам анализа 25 крупнейших компаний отрасли. Подобный рейтинг Forbes представил впервые.
В списке журнала 25 крупнейших нефте- и газодобывающих компаний мира. И на них всех наибольшую власть имеет нынешний президент Владимир Путин.
Влияние Путина начинается с «Газпрома», который занимает второе место в рейтинге Forbes, а также с Роснефти, которая расположилась на 15 месте списка. Использование «Газпрома» в качестве инструмента политического давления журналисты одного из самых влиятельных деловых изданий мира проследили с 2006 года. «Газпром», будучи фактически монополией на газовом рынке Западной Европы, с каждым годом лишь усиливает свое политическое влияние. Аналогичная ситуация с крупнейшей российской нефтяной компанией «Роснефть», которая контролируется «царем энергетики», как называет Forbes Игоря Сечина.
Следующая компания из топ-25 крупнейших на рынке нефти и газа, в которой Путин играет ключевую роль – это «Лукойл». Несмотря на то, что это крупнейшая частная нефтяная компания России, ее президент Вагит Алекперов часто советуется с Путиным, как пишут авторы статьи.
Однако не только российские нефтяные гиганты подвластны Владимиру Путину. Например, Royal Dutch Shell реализует с «Газпромом» проект на Сахалине. Кроме того, в этом году американская ExxonMobil договорилась с «Роснефтью» о совместной разработке арктического шельфа. До ExxonMobil этот проект пыталась реализовать BP. Однако российские акционеры ТНК ВР блокировали сделку.
Более того, «Роснефть» сейчас сотрудничает с норвежской Statoil и итальянской Eni. Причем на церемониях подписания обоих договоров председательствовал Владимир Путин. Журналисты Forbes подчеркивают, что во многом тесные нефтегазовые связи России и Италии обусловлены дружбой Владимира Путина с Сильвио Берлускони, который ранее возглавлял итальянское правительство. Кстати и в газовой сфере у России с Италией налажены связи.
Но что качается газа, времена контроля за этим рынком вскоре могу остаться позади, считают в Forbes. Дело в том, что сейчас многие страны активно развивают добычу сланцевого газа. И кстати с этим борется Россия. Например, пару лет назад зампред «Газпрома» Александр Медведев заявил, что добыча сланцевого газа, которая производится с помощью взрыва породы, ухудшает качество питьевой воды.
«Все дело в выстроенной стратегической системе принятия решения, которая замыкается на одном человеке – Путине, который и принимает все решения», – говорит Михаил Крутихин, эксперт по нефтегазу.
Крутихин: Во-первых, все кадры подбираются не по признаку компетентности, а по признаку лояльности и именно этому человеку. А во-вторых, экспертные мнения и мнения отрасли очень мало значат. К глубокому сожалению, вот такое единоличное принятие стратегических решений оно не всегда себя оправдывает, поскольку иногда отрасль заносит в сторону, далекую от рациональности и от создания нормального инвестиционного климата для развития.
Ситуация абсолютно ненормальная, говорит Крутихин. Он привел пример, когда единоличное руководство неэффективно. Так, когда было заседание президентской комиссии по ТЭК, куда нефтяники пришли с очень насущными проблемами – острой необходимостью реформ налоговой сферы в отрасли и острой необходимостью открыть доступ для частного бизнеса и иностранных компаний, туда, где сейчас господствуют лишь «Роснефть» и «Газпром». И вот вместо этого повестка дня была потрачена на пустяковые вопросы для отрасли.