Прямой эфир

Вениамин Попов: США не справятся с ситуацией в Саудовской Аравии

Здесь и сейчас
645
21:57, 11.07.2012
Десятки тысяч жителей Саудовской Аравии (в основном шииты) вышли на мирные акции протеста после убийства властями одного из активистов Мухаммада аль-Фильфиля.

Вениамин Попов: США не справятся с ситуацией в Саудовской Аравии

Спонтанной демонстрацией стали похороны Фильфиля в провинции Катиф на востоке королевства.

Довольно скоро начались столкновения с полицией, в стражей порядка полетели камни. В Саудовской Аравии, где официальной религией является суннитская версия ислама, дискриминация шиитов вполне официальная. При этом большая часть саудовской нефти добывается в районах традиционного проживания шиитов.

С нашим гостем, Вениамином Поповым - бывшим послом России в странах Ближнего Востока, мы обсудили назревающий конфликт в стране.

Писпанен: Что происходит опять в Саудовской Аравии, ведь в 11-м году, когда был самый разгар этих «арабских весен», там как-то уладили ситуацию, загладили, все тихо было.

Попов: Саудовская Аравия – особая страна. Во-первых, это действительно родина ислама. Кроме того, там находятся почти 25% мировых запасов нефти, причем эта нефть – удивительно высокого качества, чтобы добыть один баррель, нужно истратить в 10 раз меньше, чем, допустим, в России. Но основные месторождения находятся в шиитских районах, на востоке страны. Шиитов – примерно 20% населения. И вообще суннитско-шиитская рознь сейчас в связи с иранскими событиями, иракскими становится предметом серьезных, к сожалению, разногласий, хотя раньше все эти люди жили вместе без особых каких-то инцидентов. Но шиитские волнения продолжаются уже достаточно давно, там много людей, которые выступают за то, чтоб этим районам выделялась большая часть нефтяных доходов.

В последнее время эти события стали принимать серьезный достаточно характер, знаете, в связи с кончиной, как ни странно, наследного принца, он был министром внутренних дел – принц Наиф, и он достаточно жестко подавлял все эти выступления.

Я скажу откровенно: когда он умер, то в Катифе - главном центре этой Восточной провинции, там люди стали праздновать это, потому что они думали, что они стали более свободными. Но это было заблуждением. Сейчас, так сказать, эта ситуация продолжается, продолжает развиваться, к сожалению. И особенно, учитывая шиито-суннитские распри, тут не исключено, что она может иметь и дальнейшее продолжение.

Казнин: Насколько вообще возможны события, подобные событиям в Сирии, например, или в Ливии? Ведь закрытые границы, туда туристу-то невозможно попасть, просто не дают туристических виз.

Попов: Это правильно, но 2 миллиона человек ежегодно приезжает из разных стран на Хадж. Все, что вы говорите – абсолютно верно. И это исключительно важная страна для Соединенных Штатов. И я не думаю, чтобы там были, так сказать, имело место повторение событий типа «арабской весны». Почему? Потому что Запад слишком заинтересован, и прежде всего – Соединенные Штаты, в этой нефти. Но жизнь богаче всех схем. «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет!», - как говорил Гете. И это действительно так. И поэтому вот эти события «арабской весны» не могут пройти мимо Саудовской Аравии. Особенно, учитывая тот факт, что вот эти революционные изменения, которые произошли в Египте – это главный в стране арабского мира, и там пришли к власти сейчас президент-исламист, и, казалось бы, должны быть хорошие отношения. Но нет, саудовцы не поддерживают «Братьев-мусульман», они поддерживают салафитов – другую партию, более радикальную. Поэтому, вы знаете, у них даже был большой инцидент, когда саудовцы вывели оттуда весь дипломатический персонал, закрыли посольства и консульства, это совсем было недавно, поэтому мы говорим – это тектонические изменения, которые начались с «арабской весной», я думаю, что они пойдут, наверное, и дальше, в другие страны, но я не думаю чтобы они обошли и страны Персидского залива. Просто это будет попозже и, может быть, в других формах.

Саудовцы купили, так сказать, свой покой тем, что выделили 130 миллиардов долларов на то, чтобы раздать для повышения зарплат, студентам и так далее. Это хорошая подушка и амортизатор был, но каждый год не будешь выделять такую сумму, просто нет таких денег. Поэтому, я думаю, что вот эти события «арабской весны», они, видимо, будут иметь продолжение. Может быть, это будет уже осень или зима, но тем не менее поезд истории не остановить. К сожалению, это будет происходить: чем дальше – тем в более острых формах, наверное.