Роменский: Это Наталья Ивановна, директор детского сада, в котором находится этот эвакуационный пункт. Расскажите, какая помощь оказывается здесь людям? В каком состоянии находятся, о чем переживают?
Прусс: Люди, конечно, находятся в стрессовом состоянии: потеряли все свое жилое, движимое, недвижимое, потеряли документы, получили травмы. Нервное напряжение у них постоянно держится, и как только они начинают вспоминать о своем горе, переживают очень сильно. Но у нас работают службы психологической помощи со всего края - из Тихорецка, из Краснодара, - и волонтеры приезжали, и просто по направлению служб этих работают люди, с каждым человеком разговаривают, каждым добрым словом, напутствием помогают. Социальные службы работают с теми людьми, кто потерял свои документы, у кого нет родственников и кто не может самостоятельно передвигаться, чтобы документы необходимые оформить.
Роменский: То есть, эти люди получат компенсацию точно также как и все остальные?
Прусс: Да. На них оформляются паспорта, так как утеряны. Их уже сфотографировали, и оформили документы, необходимые медицинские полисы им выдали, и сейчас они заявление написали на обследование тех домовладений, в которых они раньше жили. И также они получат компенсацию как положено всем. То есть им помогают в этом.
Роменский: Наталья Ивановна, все-таки детский сад, насколько удобно здесь людям находиться? И что было изменено для того, чтобы все-таки обеспечить какой-то минимальный комфорт людям?
Прусс: По началу, конечно, мы принимали то, что у нас существовало - на маленькие кроватки, - и сейчас некоторые эвакуированные находятся в таком немножко неудобном положении, потому что приходится спать на детских кроватках. В любом случае, это лучше, чем оставаться где-то на улице холодным, грязным. Их тут приняли, обогрели, накормят, горячее питание постоянно получают они, и получают психологическую помощь. А сейчас вот недавно привезли раскладушки, заменили, кровати поставили им, поэтому уже некоторые удобства им создали.
Роменский: Я так понимаю, что сюда приходят люди совершенно разные с помощью, и волонтеры. Вот только что я видел представителей церкви, тоже они беседуют с людьми.
Прусс: Да. Представители церкви приходят не первый раз, постоянно с ними беседуют, батюшка их успокаивает, направляет, наставляет, поддерживает морально. Волонтеры очень нам помогают, допустим, передвинуть мебель, сложить, поставить те же кроватки, перенести тяжело. Больные, которые недвижимые, то есть лежачие, мы женщины не в состоянии, а ребята приходят нам помогать. Все помогают, со всего края везут все - и продукты питания, и одежду, и медикаменты, и товары, которые необходимы, первой необходимости. Это мыло, порошок, зубную пасту. Все, в общем, везут. Мы обеспечены пока на данный момент всем.
Роменский: Сколько сейчас человек находятся в эвакуационном пункте?
Прусс: Зарегистрировано у нас 112 человек, из них 18 детей от года до 18 лет. Но дело в том, что людям необходимо оформлять документы, расчищать свои дома, люди завтракают, уходят по своим домашним делам, по своим проблемам собираются, кто-то приходит на обед, а кто-то только к ужину. И ночуют здесь, укладываются спать. То есть переночевали, опять позавтракали и опять уходят свои дела оформлять.
Роменский: Спасибо вам, большое. Это была Наталья Ивановна Прусс, директор детского сада, где размещен эвакуационный пункт. Здесь действительно людям помогают. По всей видимости, здесь обстановка налаживается. Когда я только приехал 7 числа, Наталья Ивановна принимала и готова была здесь положить спать с теми, кто пострадал. Здесь действительно рады всем. Тогда не было даже электричества. В ночи сидели при свечах. Сейчас ситуация поменялась?
Прусс: Ну да, на следующий день дали нам электричество, так что от свечек мы отказались. Сейчас у нас нормально, подключили свет, подключили газ, горячее питание.
Роменский: Вода есть?
Пресс: Вода постоянно была, воду не отключали.
Роменский: Спасибо вам, большое.