Прямой эфир

ЕС перепишет бюджеты стран-должников

Здесь и сейчас
386
20:10, 26.06.2012
Власти ЕС получат право переписывать бюджеты отдельных стран еврозоны. В прессу попал проект соответствующего решения, который будет обсуждаться на саммите ЕС на этой неделе. По сути, это начало создания фискального союза, или, очень грубо говоря, единого европейского бюджета.

ЕС перепишет бюджеты стран-должников

Тем временем, долговой кризис продолжает усугубляться. Испания и Кипр попросили финансовой помощи. В чем суть очередного плана спасения Европы, выяснил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Писпанен: Лев, что происходит в Европе? Готовы они спасать всех по очереди? Уже пять стран в списке.

Пархоменко: Речь идет, на самом деле, о будущем, так скажем, чтобы не допустить повторения той ситуации, которая есть сейчас, но в некотором смысле она поможет частично исправить и нынешнее положение.

Пойдем по порядку. Данное предложение, которое было представлено высшими европейскими чиновниками - это глава ЦБ, глава Еврокомиссии, президент Европейского совета - это предложение фактически говорит об очередном объеме части финансового суверенитета у стран Еврозоны. Вот что пишет об этом сегодня газета Financial Times: «Европейская комиссия будет предоставлять детальное изменение в бюджет стран, которая нарушила ограничения по размеру госдолга, и дефицита бюджета».

Изменения будут поставлены на голосование среди всех остальных членов ЕС. Несмотря на то, что изменения будут представлены в виде предложения, фактически они будут обязательными. ЕС обладает большим количеством инструментов, чтобы наказать нерадивые европейские страны. Здесь может даже речь идти и о крупном штрафе, но и это еще не все. Уровень госдолга и объем бюджетных расходов каждой страны будет каждый год утверждаться голосованием всех стран ЕС. При этом, если какая-то страна решит занять больше, чем это было решено вначале года, то ей придется спрашивать разрешение опять у всех стран ЕС. Вот такие жесткие правила.

Подчеркиваю, что речь идет о проекте документа. Он будет обсуждаться как раз на саммите ЕС, который состоится в четверг и в пятницу на этой неделе. И ранее Брюссель на такие решительные шаги не был готов. Речь шла о том, чтобы как-то контролировать исполнение бюджета, или вносить свои предложения на стадии его разработки, то есть до того, как он вносится на, собственно, одобрение в парламент той или иной страны. Но здесь тоже есть отдельные сложности. Главная состоит в том, что требования к размеру бюджета и госдолг, размер дефицита бюджета и госдолга сегодня нарушает практически все страны ЕС. Это означает, что переписывать бюджеты придется практически для всех стран ЕС. Об этом, в частности, говорит экономист финансовой корпорации «Открытие» Владимир Тихомиров.

Тихомиров: Сложность заключается в следующем, потому что фактически большинство стран ЕС работает по условиям австрийского соглашения, то есть у них, как правило, дефициты выше. То есть в реальности предполагается, что придется рассматривать условия вот исполнению бюджета фактически для всех стран. То есть, это очень запутанный процесс, с одной стороны. С другой стороны, не понятно, захотят ли сами страны ЕС и особенно страны, в которых нет таких острых долговых проблем.

Пархоменко: Так или иначе, будут эти предложения или нет, фактически речь идет о том, что власти ЕС решились встать на путь создания фискального союза. Это то, о чем говорят практически все эксперты, что невозможно иметь единую валюту, и при этом совершенно разрозненную бюджетную политику, то есть ситуацию, когда условные немцы экономят каждую копейку, условные греки занимаются…

Писпанен: С радостью их тратят.

Пархоменко: С радостью их тратят, и при этом все они пользуются единой валютой. И такая система в условиях кризиса не выживает. Она может жить только в условиях роста. Но вот рост закончился, вот мы и видим в результате эти проблемы.

Писпанен: Но, тем не менее, если уж решили договориться о едином фискальном консультационном каком-то органе, это значит, все-таки разговоры о размежевании в Евросоюзе можно считать завершенными? Больше не будем слышать «не нравится – чемодан, вокзал»?

Пархоменко: Как сказать. Здесь такая ситуация складывается, что действительно, отцеплять Грецию или кого бы то ни было еще нет желания ни у кого: все понимают, что от этого ничего хорошего не будет. И вот только сейчас, наконец, уже самые верховные власти Европейского союза согласились с тем, что единственным выходом из этой ситуации, если не отцеплять, значит, дальше объединяться.

Писпанен: Это согласились самые верховные, самые богатые, самые стабильные. А соглашаются ли те самые киприоты и греки?

Пархоменко: Ну, конечно, они не будут рады этой ситуации. Но, с другой стороны, я думаю, что они понимают, что если они не согласятся на более жесткий контроль со стороны европейских властей, то помощи, новой помощи, или уж тем более европейских облигаций общих, которые фактически размажут их долги (этих отдельных стран) ровным слоем по всей Европе, в том числе и по, так сказать, успешным странам. Они этого не смогут добиться, не разрешив глубже залезть, так сказать, в свои бюджеты общие европейским властям.