Белоголовцев: Валерий Карпин – тренер и генеральный директор московского «Спартака» сегодня действительно дал очень эмоциональное интервью «Советскому спорту», сказал, что «Мы принимаем очень близко к сердцу эту трагедию, в том числе и потому, что мы знаем весь экипаж этого самолета, разбившегося. Мы минимум 20 раз за последние два года летали на этом самолете». Здесь проблема, собственно, в чем? Мы с коллегами провели мини-исследование, многие футбольные клубы, где действительно играют высокооплачиваемые футболисты, где действительно могут не жалеть денег на аренду самолетов, не могут себе позволить летать на Boeing-ах, например, по России, потому что далеко не все аэропорты в нашей стране, куда приходится летать по футбольным делам, могут принимать самолет. Насколько я понимаю, тяжелее, чем Як, не могут садиться на не модернизированные взлетные полосы. Поэтому то, что говорили в день трагедии о том, что руководство ярославского хоккейного клуба сэкономило и подставило парней. Здесь дело не в этом. Самолет действительно пользовался спросом у спортсменов. Сегодня глава совета директоров Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев уже сделал вывод транспортный. Он сказал, что у КХЛ появится собственная компания-перевозчик, точнее, будет заключен договор с одним из авиаперевозчиков на тендерной основе. Пока одна заявка подана официальная.
Зыгарь: «Газпромавиа»?
Белоголовцев: Нет. Официально «Аэрофлот» сказал, что «Мы хотели бы перевозить участников соревнований КХЛ». Честно говоря, есть у меня серьезные сомнения в том, что конкурентам удастся выиграть этот тендер.
Зыгарь: Александр Иванович Медведев – первый зампред правления компании «Газпром», поэтому, я думаю, что если «Газпромавиа» включится, у них есть шанс.
Писпанен: Скорее всего, мы знаем, кто выиграет этот тендер.
Белоголовцев: Честно говоря, я с невероятным уважением отношусь к Медведеву, и судя по тому, что хоккейный СКА до сих пор не стал чемпионом, несмотря на то, что имел к этому серьезные финансовые предпосылки, у меня есть ощущение, что все-таки компания «Аэрофлот» станет официальным перевозчиком.
Зыгарь: Александр Иванович хоккей любит больше, чем «Газпром».
Белоголовцев: Скажем так, пари держать по этому поводу не готов. В чем, собственно, есть две важнейших проблемы? Проблема первая – это расстояния в российском спорте. Я сейчас хотел бы вам показать карту Континентальной хоккейной лиги в этом сезоне. В этом сезоне абсолютный рекорд будет у КХЛ. Это расстояние между Хабаровском, где квартируется хоккейный клуб «Амур», и городом Попрад в Словакии, там играет новичок Континентальной хоккейной лиги – хоккейный клуб «Лев». Если не лететь на самолете, а проделывать этот извилистый путь по железным дорогам или наземным транспортом, это 9 951 км по земле. По воздуху это чуть-чуть меньше, это 7541 км. Долететь можно. Им играть между собой один раз в сезоне, но тем не менее. Поэтому альтернативы самолетам в российском спорте нет никакой. Как выясняется, альтернативы самолетам типа Як тоже нет.
Зыгарь: У нас Sukhoi Superjet.
Белоголовцев: Когда будет. Мы бы хотели на Яках не летать, но не получается. И при этом инфраструктура клубов, которые, в том числе добиваются довольно серьезных результатов, катастрофическая. Такой трагически-анекдотичный случай произошел в конце августа, когда футбольный клуб «Бешикташ» прилетал во Владивосток на игру Лиги Европы. Тогда испанский полузащитник Гути, который играл раньше за мадридский «Реал», сейчас играет за «Бешикташ», опубликовал запись в Twitter-е, которая просто взбесила весь Владикавказ. Там ничего сверхъестественного для нас нет. Это владикавказский аэропорт, Гути его просто сфотографировал на телефон, когда пролетел. Собственно комментарии вызвала подпись: «Я ощущаю себя героем фильмов ужасов. Смотрите, какой аэропорт в городе, куда мы прилетели играть в футбол». На Гути тогда обиделись, шутили после того, как «Алания» выиграла 2:0, что, мол, надо тренироваться, а не аэропорт наш обижать. Но это очень серьезная проблема, в том числе, из-за которой к нам не приезжают спортсмены. Можно было бы говорить с зарубежными спортсменами, и они могли бы много плохого рассказать о российской инфраструктуре, но эта проблема ощущается и российскими спортсменами, которые играют за рубежом. Не так давно – опять-таки, трагическое совпадение – примерно за месяц до того, что случилось, в Ярославле хоккейный вратарь Илья Брызгалов, который, видимо, будет первым вратарем в олимпийской сборной в 2014 году, в интервью телеканалу «Россия-2» сказал, почему многие не приезжают в Россию. Абсолютно красноречивые слова он произнес.
Брызгалов: Допустим, если я буду видеть, что сюда приезжают игроки самого высокого класса играть, соответственно, он после игры не будет брать баул на себя и тащить его в аэропорт, где он садится в какой-то там Ту-134, который собираются снять, и он летит и не знает, долетит он там, не долетит.
Белоголовцев: Здесь абсолютно неразрешимая ситуация. Огромная страна, гигантские тысячекилометровые расстояния, аэропорты, которые не могут принимать зачастую самолеты более серьезные, более тяжелые, более новые, чем Як, действительно люди, которые в месяц зарабатывают, возможно, не меньше, чем компенсации, которые выплатят им семьям. Семьям погибших хоккеистов ярославского «Локомотива» выплатят 2,5 млн. рублей. Это месячная зарплата ведущего хоккеиста ярославского «Локомотива». Как разрешить эту ситуацию, абсолютно непонятно.
Писпанен: У нас же все-таки запускается стройка века, и Олимпиаду строят, потом будут чемпионат мира принимать, что-то, наверное, все-таки построят. Обещают же наладить всю инфраструктуру.
Белоголовцев: Здесь главная беда в том, что в России играют в футбол, хоккей не только в тех городах, где будет чемпионат мира по футболу, не только в Сочи, где будет Олимпиада, не только в Москве, и не только в Санкт-Петербурге. Питерский «Зенит» - единственный клуб премьер-лиги, который, насколько я знаю, пытается периодически летать на выезды на Boeing-е. Но они могут на Boeing-е летать в ограниченное число городов – в Москву могут, а в тот же самый Владикавказ, когда «Алания» в следующем году выйдет в премьер-лигу с этим аэропортом, который сфотографировал Гути, «Зенит» не сможет прилететь на Boeing-е, даже если он очень захочет. Он, как и «Спартак», который летал на разбившемся Яке, тоже будет летать, скорее всего, на разработке отечественного авиапрома. Здесь трагизм в том, что человеческий фактор в этой ситуации – председатель совета директоров КХЛ Александр Медведев этот краш-тест выдерживает, он принимает абсолютно верные человеческие решения – по календарю, по существованию ярославского «Локомотива», по отмене матча, который уже начался. А решения по безопасности, по авиаперевозкам, он физически не может принять правильное, потому что его нет. Вероятнее всего, крупная компания станет перевозчиком КХЛ. Но в общем-то, она будет летать на тех же самолетах, с теми же пилотами. И приземляться на тех же взлетно-посадочных полосах.
Писпанен: Почти ничего не изменится, в принципе.
Зыгарь: В общем, если за спортсменов станет немножко спокойнее, то про всех остальных пассажиров я даже не знаю.