"Справедливая Россия" - против расширения Москвы. Точнее, против того, чтобы это делалось по желанию и распоряжению только одного человека. Партия будет добиваться официального референдума по вопросу расширения границ города. Наш гость создал некий интернет-проект, где можно будет поучаствовать в народном референдуме и высказаться за или против расширения города.
Макеева: Давайте, Александр, для начала пару слов об этом проекте скажете.
Агеев: Прежде всего, хотелось бы научить и приучить власть советоваться по важным вопросам с жителями Москвы. В этом случае хотя бы сделали бы видимость того, что мнение москвичей для них в принципе интересно. У нас власть абсолютно не избирается, мы назначаем нашего мэра Москвы, он назначает префектов.
Макеева: Москва – особый город, нам это объясняли.
Агеев: Объяснить можно, наверное, многое, в том числе, про плитку нам тоже говорили, что есть какие-то плюсы, наверное. Но если бы они сначала бы думали или советовались с людьми, проводили бы какую-то фокус-группу, опрос населения. Это, наверное, приводило бы к более правильным решениям. Здесь же мы просто уже провели народный референдум, у 30 станций метро поставили урны для голосования. Увидели, что москвичи с удовольствием оставляют свои мнения, голосуют. И мы увидели, что более 2/3 населения Москвы против подобного объединения. На самом деле, пришло время объединяться, наверное, пришло время увеличить площадь, необходимы новые развязки, облегчить какие-то пути. Но в целом, конечно, это последствия того, как неправильно многое в стране нашей делается, и почему именно так Москва развивается, что мы сегодня боимся выйти на улицу, что здесь у нас очень много мигрантов, которые заканчивают свою работу, их обратно не депортируют, не отправляют, много грабежей, убийств. В целом страна развивается неправильно. И вот здесь эта территория расширения Москвы не облегчит нам жизнь, а только усугубит.
Макеева: В целом о развитии страны сейчас не будем, у нас будет очень длинный разговор. Сосредоточимся на расширении Москвы, коль об этом речь. Вы сами за или против? У вас прозвучал рефрен, что да, наверное, назрел вопрос о том, что неплохо бы расширить.
Агеев: Если говорить о моем личном мнении, я думаю, что в любом случае было бы правильно сначала объединить те территории, которые уже неразрывно связаны с Москвой. Это те города около МКАДа где уже сейчас живет более 1 млн. жителей – Видное, Железнодорожный, Люберцы, Балашиха и т.д. В любом случае эти люди живут неразрывно с Москвой. А в целом, так как Москва в принципе развивается по истории кольцевым образом, то правильно было бы сейчас развиваться так. 900 лет люди неправильно думали, а сейчас вдруг за две недели они дали нам правильное решение. Я считал бы, что нужно до «бетонки» расширить, и хватает место и для развития, здесь наиболее населенные территории.
Макеева: То есть кругами продолжать двигаться во всех направлениях?
Агеев: Многие города так развиваются. В целом из «бетонки» сделать высокоскоростную трассу, где разрешены будут высокие скорости, где будет мало съездов, чтобы были нормально подготовлены трассы. И мы многие проблемы решим этим самым. Нам даже не предложили проголосовать или выбрать из этих путей.
Макеева: Представьте себе, Александр, вы – градоначальник, придумали классный план расшириться до «бетонки». И вы проводите референдум и спрашиваете, а горожане говорят: «Вообще не хотим». И все, весь план псу под хвост. Как с пробками бороться – непонятно, что делать – непонятно.
Агеев: На самом деле план этот не настолько и классный. Президент сказал, через две недели сказали, что 144 тысячи га, потом нам говорят через неделю, что вдруг 160 тысяч га. То есть они вдруг забыли 16 тысяч га. Просто это говорит о том, что это не адекватный план, а это просто какое-то спонтанное решение или компромисс между двумя субъектами федерации.
Макеева: Президент дал поручение, а местные власти – Собянин, Громов - сейчас дружно пытаются найти какие-то варианты, как это решение можно реализовать. Собственно говоря, в день, когда Медведев это озвучил, мэр Собянин в первый момент сказал: «Это вообще не то имелось в виду». Он вообще не понял, было такое впечатление – как расширяется, куда, что, как комментировать? Естественно, для него это было чем-то новым, сейчас он пытается что-то сделать. Как голосуют сейчас люди на сайте плохо, в основном? Почти в два раза больше голосов против расширения.
Агеев: Более, чем в два раза. 1311 против, 581 – за объединение. Мы ведь на самом деле 9 месяцев назад проводили уже опрос 100 тысяч населения Москвы, и выявили, что тогда была тенденция более-менее приемлемая за объединение. Но людям надо рассказать плюсы и минусы, что произойдет, подготовить людей. И тогда можно спрашивать их мнение. Но даже никто не попытался – вот об этом мы говорим.
Макеева: Как раз мэр Собянин в интервью «Российской газете» правительственной и рассказывал, что уже сейчас, по его уверению, проводятся «круглые столы», некие общественные слушания, чтобы разъяснить населению суть будущих изменений. Но тут же мэр пожаловался на нехватку людей, цитата: «способным внятно ответить на все вопросы, связанные с грядущим расширением». Еще не очень понятно.
Агеев: Я больше вам скажу. Посмотрите, ближайшие проблемы, которые несколько лет в Москве не могут быть решены: развязка у Белорусской. Согласны? Площадь перед Павелецкой. Многие проблемы в Москве многие годы не могут решить, и они берутся за освоение территорий в 2,5 раза больше, чем сегодняшняя территория Москвы. И говорят, что справятся с ее освоением.
Макеева: Может быть, на каких-то новых территориях, особенно там, где еще нет застройки, гораздо проще как раз, чем уже на построенных, на созданных. Вы говорите 900 лет, это все действительно стихийно развивалось большую часть времени, но тем не менее, градостроительный план Москвы существовал, в 20 веке пытались заниматься тем, чтобы как-то умно что-то проектировать. Но многие улицы, та же Таганская площадь, она образовалась азиатским образом – застройка возникала абсолютно стихийно, и сейчас немудрено, что с этим довольно сложно справиться. Трудно упрекать в этом московские власти, разве нет?
Агеев: Наверное, и я надеюсь на это, что и меня, и вас, и московских властей волнует судьба Москвы и мы хотим для нее хорошей достойной участи. Но здесь мы же им рекомендуем – ведь вы спрашиваете сейчас мнение общественности, политических партий, почему я здесь – почему так же нельзя сделать? Поверьте мне, когда они это решение приняли, 17 июля утвердил Совет федерации это решение, мы 18 числа провели у себя экспертный совет при московском отделении партии «Справедливая Россия» в своем офисе. Пришли руководители департаментом профильным – кадастра, земельщики пришли. Они были в шоке, их мнения никто не спросил, они в этом не принимали участия. Тогда кто принял такое решение? Оно просто абсолютно непродуманное. А в целом, почему я тогда связал с развитием всей страны, ведь все развитые нормальные страны, даже берешь Китай – там у них Шанхай, Пекин, другие города, в Америке – Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, Лас-Вегас, Лос-Анджелес – они специально развивают, несколько точек притяжения делают. Чтобы не было такого, как у нас – сельское хозяйство мы теряем, у нас нет своей продовольственной безопасности, люди бегут на последние заработки в Москву, потому что там дотационный регион. И нам сейчас министр финансов сказал, что у нас нет денег ни на повышение пенсий, ни на увеличение заработных плат бюджетникам, а вдруг сейчас триллионы рублей на это развитие пойдут. И вы что думаете? Они обескровят регионы, и те люди побегут сюда просто большим потоком - на спасение, на заработки. Здесь не получат того, что ожидали от этого, будут жить сотнями в подвалах, будут вынуждены грабить – это отразится на нас, на москвичах.
Макеева: Вы страшную картину нарисовали.
Агеев: А простые москвичи не могут устроиться на нормальную работу, получать адекватную работу, потому что много мигрантов.
Макеева: Хочу немножко снизить накал, потому что тот же Собянин сказал, что реализация проекта расширения Москвы займет не одно десятилетие. Может быть, сразу так и не побегут и все-таки за несколько десятилетий разберутся с тем, как это делать. Последний вопрос задам: вот вы получите результаты голосования, этот референдум в интернете проведете. В принципе, уже сейчас достаточно любопытные результаты, чтобы показать их московским властям. Вы это планируете сделать, как-то их познакомить с этим?
Агеев: Обязательно. Во-первых, сам по себе сайт называется sobyaninsk.com.
Макеева: Он должен на него наткнуться сам, на этот сайт.
Агеев: Он должен в любом случае найти его, и я думаю, что его заинтересует это. Он вообще человек, видно, что интересуется. По крайней мере, проводят совещания, и у нас источники сообщают, что его волнует эта тема, он очень волнуется, что именно мы поднимаем ее. Мы сдадим сейчас заявление в Московскую городскую избирательную комиссию о регистрации нашей инициативы по проведению референдума. Нет оснований нам отказать. Но они это могут сделать, могут по формальным причинам каким-то, или незаконным причинам отказать. Мы вынуждены будем обращаться в суд, и мы уверены, что суд мы все равно выиграем. Но в этом случае тогда референдум не будет совмещен с выборами в Государственную думу. А конечно, хотелось бы в этом случае сэкономить средства на проведении его. И мы должны будем собрать 150 тысяч подписей, в любом случае мы начинаем их собирать и параллельно подаем в суд. Я думаю, что москвичи нас поддержат. Потом, почему это не так? В Америке, в развитых странах мира у людей спрашивают мнение. Наверное, поэтому и живут правильно, по-другому, более перспективно. А у нас почему-то по-другому.