Прямой эфир

«Марш миллионов» 12 июня. Репортаж Павла Лобкова

Здесь и сейчас
850
18:56, 12.06.2012
«Марш миллионов» начался сегодня в полдень на Страстном бульваре в Москве. По оценке Главного управления МВД по Москве в шествии приняли участие до 18 тысяч человек, а на митинг остались около 15 тысяч. Наш коллега Павел Лобков наблюдал за шествием с балкона Театра современной пьесы.

«Марш миллионов» 12 июня. Репортаж Павла Лобкова

Правда, Сергей Удальцов со сцены заявил о 100 тысячах участников, а депутат-справедливоросс Илья Пономарев и вовсе насчитал 200 тысяч участников. Наш коллега Павел Лобков наблюдал за шествием с балкона Театра современной пьесы.

Лобков: Если говорить о сегодняшнем митинге как о полицейской операции, то создается ощущение, что была задача показать всему миру образцово-показательную организацию. Еще на Пушкинской площади Сергей Удальцов, который отказался от визита в Следственный комитет, спокойно давал интервью во время сбора участников, хотя, в принципе, его могли насильно доставить на допрос прямо отсюда.
На Трубной площади, где колонны разных оппозиционных партий делали вынужденную остановку перед тем, как продолжить марш наверх по бульварам, полиция выстроилась в цепочки, и ничего хорошего это не предвещало. Автобусы с ОМОНовцами, проезжая площадь, попрятались где-то в тихих Петровских и Кисельных переулках и на публике не показывались. Вот уже идут первые колонны с антипутинскими лозунгами...
И тут растворились даже полицейские, в отличие даже от так называемых "гламурных" декабрьских митингов, они не стояли сплошной цепочкой вдоль тротуаров и не устраивали дополнительных досмотров. Самоустранившись, они передали всю власть над этими запруженным людьми перекрестками активистам оппозиции - дружинникам. С помощью слабеньких мегафонов юноши студенческого вида держали напор многотысячной толпы, избегая людских пробок, которые сыграли такую зловещую роль 6 мая на Болотной. Оппозиционеры разбились на два потока - в левом доминировал красный цвет, но в привыкшую к митинговой дисциплине колонну КПРФ были вкраплены радужные флаги и зонтики - активисты ЛГБТ-сообщества, можно сказать, организовали свой маленький гей-парад. Другая сторона бульваров была залита оранжевым пока Илья Яшин дожидался допроса в Следственном комитете, его движение развернулось в колонну не меньше нескольких тысяч человек. Каждая колонна останавливалась на входе на Трубную площадь и терпеливо ждала пока на бульварах не появится просвет, и только тогда по команде продолжала движение. Полиции придраться было не к чему. Вслед за "Солидарностью" вполне предсказуемо маршировало "Яблоко" с теми же лозунгами - повторные парламентские и президентские выборы, а дальше начался калейдоскоп националистических движений.
Языческие коловраты, портреты "Николая Второго", лозунги "Хватит пилить Сибирь" перемежались с плакатами с фотографиями праворадикальных деятелей, арестованных по различным делам за последние месяцы. Некоторые малочисленные колонны были крайне экзотичны - знамена с монограммой Иисуса Христа, черная униформа, военная выправка. То ли они не расслышали мои вопросы с балкона, то ли отказались представиться, но кто они, я так и не понял. Неожиданно они развернулись посреди трубной и не пошли на митинг строем под барабанный бой, промаршировав обратно на Пушкинскую площадь. Как мне объяснили позже, это была реакция крайне правых на то, что организаторы митинга на проспекте Сахарова не исключили их представителей в список выступающих. Так или иначе, прошли они бок о бок с гей-активистами, которых люто ненавидят, и все сделали вид, что друг друга не заметили.