КОФЕ-БРЕЙК. На первом месте сын совладельца "Лукойла" Вагита Алекперова - Юсуп. Результаты рейтинга представил Андрей Школин, заместитель главного редактора Слон.ру.
Белоголовцев: Список самых богатых российских наследников – это не дубляж списка Forbes? То есть, ребенок самого богатого человека по версии Forbes, по логике – самый богатый российский наследник или есть какие-то нюансы?
Школин: Разумеется, есть нюансы. Например, в нашем списке самым богатым наследником оказался Юсуф Алекперов, сын Вагита Алекперова, владельца "Лукойла". А в списке Forbes Вагита Алекперова, по-моему, входит в первую десятку, но далеко не на первом месте.
Белоголовцев: Да, ближе к конце первой десятки. Как так получилось?
Школин: Методика составления рейтинга наследников простая: нужно знать капитал отца и число его детей, тех признанных отцом детей, которые теоретически могут стать наследниками. И капитал отца делится на число детей и таким образом составляется список. Также специально провели работу по поиску именно, кто эти дети, то есть, имена, фамилии, явки.
Белоголовцев: Насколько сложно было выяснить какие-то детали или хотя бы общие сведения о детях богатых родителей. Например, не стали ли после истории с Евгением Касперским, который, кстати, тоже теперь фигурирует в списке Forbes, еще надежнее прятать своих детей фигуранты списка самых богатых детей России?
Школин: Относительно детей бывает разная политика. Некоторые придерживаются политики полной информационной закрытости, бывает даже неизвестно, как зовут ребенка, и как даже какого он пола. Но, все-таки, по большей части имена нам известны…
Белоголовцев: Например, 14-ое, 15-ое, 16-ое место у вас - дети Владимира Потанина, о которых практически вообще все известно.
Школин: Да, если вы зайдете по ссылке, то все про них написано. Даже про то, что Владимир Потанин решил не оставлять им наследство.
Белоголовцев: Вот как раз хотел вас об этом спросить. Известно ли о ситуации, когда уже гарантированное миллиардное или многомиллионное состояние не достанется детям?
Школин: Заметьте, детей Потанина мы все-таки включили, потому что рассуждали следующим образом. На самом деле, в 2010 году Потанин сделал заявление, в котором обещал, что лет через 10 он оставит весь свой капитал в благотворительном фонде, но все-таки, что будет через 10 лет еще неизвестно, а дети есть сейчас.
Белоголовцев: А документального завещания нет? Это было просто заявление Потанина?
Школин: Пока что можно говорит о том, что было заявление. Тем более, даже если какое-то завещание есть, его всегда можно переписать. И так как это согласуется с нашей методикой, мы решили, пока, детей Потанина оставить.
Белоголовцев: В истории современной России, России, которая уже обзавелась долларовыми миллиардерами, были ли случаи уже передачи наследнику бизнес-империи или огромного состояния? Был ли практически опыт правоприменения в данной связи?
Школин: Да, конечно, все-таки люди не вечные. История, которая сразу всплывает в голове – это Георгий Семененко – владелец Кировского завода. Его отец Петр Семененко был основным акционером этого завода, и после его смерти генеральным директором и владельцем завода стал Георгий Семененко, которому лет 28, до 30 точно. На Кузбассе тоже была похожая ситуация с одной из угольных компаний. В компании Genser скончался Игорь Пономарев, достаточно известный совладелец был и сейчас его долей управляет бывший партнер, но, в принципе, наследниками этой доли являются жена и дети.
Белоголовцев: Можно ли говорить не только применительно к России, а вообще в мире, насколько успешно наследникам миллиардеров удается содержать, поддерживать на плаву или, возможно, развивать бизнес-империи? Есть ли какая-то общая тенденция или здесь средняя температура по больнице: кто-то сохраняет, а кто-то разоряется?
Школин: Мы еще не накопили достаточно статистики по этому поводу, все-таки бизнес достаточно молодой в России. Но, на мой взгляд, уже видно как миллиардеры готовят своих детей к тому, чтобы принимать пост.
Белоголовцев: А как они их готовят к приему поста?
Школин: В середине августа, например, говорили, что сын Романа Абрамовича Аркадий присматривается к нефтегазовым активам в России. А перед этим он купил компанию Zoltav Resources. И мне кажется, Роман Абрамович дал ему сотню другую миллионов долларов и сказал, распоряжайся, как знаешь.
Белоголовцев: Такая игра в монополию, но только с реальными деньгами. А известно, чем сын Романа Абрамовича Аркадий, Аркадий Романович, занимается, где служит, чем владеет?
Школин: Служит он нигде. Ему 18 лет. На самом деле известно про него то, что он приобрел Zoltav Resources, интересовался также футбольным клубом Копенгаген, видимо, на радостях, когда папа только дал денег.
Белоголовцев: Я бы тоже не отказался футбольным Копенгагеном порулить.
Школин: Это FIFA 2011.
Белоголовцев: Конечно, футбольный менеджер.