Муаммар Каддафи узнал, кто его настоящие друзья. Президент ЮАР Джейкоб Зума отказался лететь в Париж на конференцию сторонников повстанцев. А Россия отвернулась от полковника и признала мятежное правительство.
Политики из Бенгази стали новыми хозяевами очень богатой страны. Западные нефтяные компании уже заключают контракты с повстанцами и рассчитывают начать поставки уже через несколько месяцев.
Новости с сегодняшней конференции в Париже приходят радостные. По крайней мере, для повстанцев. Соседний Алжир, куда едва не сбежал Муаммар Каддафи, пообещал признать новое ливийское правительство, как только оно будет создано.
Китай заявил, что примет участие в послевоенном восстановлении страны. Россия признала повстанцев своим легитимным партнером. Но главное – повстанцы сегодня получили первую весточку светлого финансового будущего.
Великобритания инвестировала в Бенгази свыше $200 млн свежими, только что напечатанными банкнотами. Ливийскими динарами. И это только начало.
Вскоре Лондон предоставит повстанцам в пять раз больше денег. То же самое пообещали сделать США, Италия, Швейцария. Это в прошлом замороженные активы ливийских предприятий.
И они-то как раз пойдут на оплату работы нового ливийского правительства и на восстановительные работы. Если никто никого не обманет. Вдобавок к этому Евросоюз сегодня снял санкции со многих ливийских предприятий. В том числе с 4 нефтяных. Эти компании, очевидно, контролируют мятежники, и они намерены уже в ближайшие месяцы восстановить поставки нефти и газа.
Во время военных действий ливийские нефтяные предприятия – как, например, это в городе Брега – несильно пострадали. И Муаммар Каддафи, и повстанцы понимали, что от этих вышек и труб зависит будущее их страны. Теперь осталось понять, кто достоин получить доступ к этим предприятиям.
Сегодня французская газета Либерасьон опубликовала письмо Национального переходного совета Бенгази руководству французской компании Тоталь. И там было написано, что Франция получит в свое распоряжение 35% всех нефтяных запасов Ливии. Эта договоренность была достигнута еще в апреле – видимо, чтобы у Парижа появился дополнительный стимул продолжать ливийскую кампанию. Директор Тоталь говорит, что ему ничего не известно об этой сделке. Вероятно, он не хочет расстраивать своих коллег из итальянских энергетических корпораций. Те тоже рассчитывают на львиную долю всех ливийских запасов.
В начале недели в Бенгази съездил руководитель компании ENI, которая до войны была главным партнером Триполи. Сейчас там находятся итальянские инженеры, помогающие ливийцам восстанавливать предприятия. Они считают, что уже очень скоро ливийский газ пойдет по дну Средиземного моря в Сицилию.
Россия успела признать правительство повстанцев как раз вовремя – на конференции в Париже у Москвы будет шанс обсудить с новыми партнерами какие-нибудь инфраструктурные проекты. Неизвестно, зайдет ли речь о нефтяных контрактах.
Бывший посол России в Ливии считает Вениамин Попов считает, что две страны многое связывает. И мятежникам ничего не останется, кроме как сотрудничать с Москвой.
Попов: У Советского союза там большие корни все-таки, мы там армию вооружали, мы там строили реактор в Таджуре, металлургический завод в Мисурате, потом всякие линии электропередач – там много чего осталось от Советского союза. Ориентированность была большая. Сейчас новые контракты. Я думаю, что нужно быть реалистами, а реалистами они обязательно будут, потому что складывать все яйца в одну корзину - жизнь уже всем показала, что это недальновидно.
Конкуренция при розыгрыше строительных контрактов в Ливии сейчас очень большая. Свою долю хотят получить не только европейские страны и США, но и мусульманские страны вроде Катара и Арабских эмиратов. Протиснуться в клуб настоящих друзей повстанцев России будет не просто.