Первая отставка после расширения границ Москвы. Мэр города Троицк - Виктор Сиднев - решил уйти из политики в науку. И променял кабинет мэра на должность главы троицкого научного центра, создаваемого на деньги Роснано.
В своем обращении Виктор Сиднев отметил, что Троицк находится на пороге перемен в связи с присоединением к Москве и "решать эти задачи должна уже новая власть". Виктор Сиднев в студии телеканала ДОЖДЬ.
Зыгарь: Когда же это произойдет?
Сиднев: Что?
Зыгарь: Когда Москва двинется в сторону Троицка и поглотит его?
Сиднев: Дело в том, что президентом решение принято, как мы знаем из средств массовой информации. Процесс идет довольно быстро и мэром Собяниным и губернатором Громовым задача поставлена так, чтобы основные вопросы правовые присоединения были решены к 1 января 2012 году. А по моей инициативе, в уставе города Троицка записаны положения, по которым никто не может занимать пост мэра более двух сроков подряд. У меня, собственно, в декабре заканчивается мой второй срок, я не могу участвовать в выборах в соответствии с уставом города, а как раз вот в эти месяцы и происходит, принимаются основные решения по присоединению. Поэтому я решил освободить это место, чтобы уже за те решения, которые принимаются сейчас, отвечали и после выборов и те люди, которые эти решения будут принимать. И в этом смысле, информацию, которую вы огласили, она не точная. Во-первых, я не ухожу из политики, да, я оставил кресло мэра, но я только что встретил в вашей студии лидера нашей партии, я буду баллотироваться в Московскую областную думу по спискам «Правого дела».
Зыгарь: Под каким номером?
Сиднев: Ну, третьим номером в Областную думу в списках «Правого дела». И этот вопрос присоединения, он, конечно, будет одним из основных вопросов на той территории, на которой, собственно, я буду баллотироваться. И второе, действительно я ухожу на должность генерального директора создаваемого наноцентра, но это не научный центр, это инновационная компания, создаваемая с участием «Роснано». Потому что сейчас вы напугаете троицких ученых, которые очень бережно относятся к своим структурам, структурам Академии наук.
Макеева: Они не любят «Роснано»?
Сиднев: В общем, да. Не все ученые любят «Роснано», и это естественно, потому что «Роснано» признан создавать коммерческие компании и не все ученые согласны с тем, что инновации - это не наука, а бизнес.
Зыгарь: Давайте по порядку. Вы сказали о том, что именно где-то в декабре нужно будет принимать какие-то конкретные решения.
Сиднев: Сейчас, до 1 января все решения должны быть приняты.
Макеева: А что за решения, расскажите, раскройте нам.
Зыгарь: Какие решения? Я не могу понять, как это вдруг половина Московской области возьмет и вступит в Москву.
Сиднев: Первое решение, которое должно быть принято, и насколько мне известно, оно, по крайней мере, в достаточной степени проработки находится, это определение границ. Потому что не так просто провести границы, если вы задумываетесь о процедурах, как это сделать. Потому что обязательно надо учесть мнение людей, надо соблюсти действующее законодательство.
Зыгарь: А будет ли какой-то референдум в Троицке «Хотите ли вы вступать в Москву»?
Сиднев: Давайте дождемся первого. Сегодня нет ни одного официального документа. Мнение жителей Троицка обязано быть учтено. В какой форме? Впрямую законодательство не требует проведение референдума.
Зыгарь: То есть, значит, местный совет проголосует?
Сиднев: Может совет проголосовать, может быть проведен опрос населения, не референдум, а в какой-то другой форме, но сейчас...
Зыгарь: ВЦИОМ опросит.
Сиднев: ВЦИОМ обязательно опросит, но опрос ВЦИОМ конечно не имеет законодательную силу.
Зыгарь: А какой опрос тогда?
Сиднев: Например, у нас по уставу в городе Троицке есть возможность провести опрос населения. Не референдум, не всеобщее голосование, а опросы. Процедура эта описана в уставе, это одна из форм учета общественного мнения. Поэтому мнение обязательно будет учтено, но сейчас об этом рано говорить, о процедурах.
Зыгарь: То есть, определение границы. Какие еще решения?
Сиднев: Например, Московская дума с опережением по решению по границам уже приняла специальный закон «О статусе органов местного самоуправления на присоединяемых территориях», и, например, «Об участии Москвы в развитии присоединяемых территорий». Соответственно, какие-то переходные положения, они должны быть приняты и на тех территориях, которые присоединяются. Я вам скажу что ситуация по Троицку, она наиболее простая, потому что Троицк является городским округом и полномочия наши, они все обеспечены. То есть, у нас в городе есть прокуратура, есть свое здравоохранение, есть, как бы свое Управление внутренних дел, свое Управление образования. А на большей части территории происходит следующее: например, часть Ленинского района попадает в новые границы Москвы, а центр Ленинского района - город Видное - остается в Московской области. В результате, те органы, которые должны, например, оказывать медицинскую помощь, органы управления образованием на этой территории, они оказывается за пределами, за границами Москвы. И на этих территориях надо создавать заново систему Управления образованием, здравоохранением, милицию, потому что милиция тоже Ленинского района, Управление, находится в Видном.
Макеева: Не удивительно, что эти решения, которые нужно принять в течение трех месяцев, вы предпочли передать приемникам, это довольно сложное решение, вот так - хоп, в одночасье.
Сиднев: Конечно. И самое главное, что надо чтобы те, кто принимает эти решения, они отвечали за них после 4 декабря, когда пройдут выборы.
Зыгарь: То есть, вы думаете, что это будут не популярные решения, приняв которые…
Сиднев: Почему?
Макеева: Нет, просто сложно организовать, мне кажется.
Сиднев: Вопрос на самом деле не простой. Если мы говорим об отношении населения к этому, знаете, кто больше всего находится в оппозиции к этому решению?
Зыгарь: Жители Москвы, конечно.
Сиднев: Конечно. Жители Москвы, проживающие на территории Московской области.
Зыгарь: Внутри МКАД.
Сиднев: Снаружи МКАД.
Зыгарь: А, снаружи.
Сиднев: Да. Дачники, например. Очень много дачников проживает на этой территории. Они, будучи резидентами Москвы, они имеют те социальные блага, которые обеспечивают московские бюджеты, а московский бюджет в разы больше, чем на душу населения, чем любой другой бюджет, пенсии повыше в Москве, зарплаты учителей. Мы, например, от этого сегодня страдаем, потому что, например, лучшие врачи и учителя стараются уехать в Москву, потому что Троицк в 20 километрах от Кольцовой дороги, а в Москве можно больше заработать. Нам сейчас будет легче набирать кадры. Поэтому, скажем, то, что связано с бюджетной сферой, с социальной сферой, с инвестициями, это то, что Москва может принести в область. Опасения, понятно какие. Опасение - это экология, это массовая застройка, никому не хочется жить в московских каменных джунглях, и это вызывает опасение у тех, кто живет в области. Так вот, для москвичей, живущих в области, у них, по сути, нет достоинств, потому что они и так имеют социальные блага, и остаются одни недостатки. Поэтому они в наибольшей степени настроены против такого присоединения. С другой стороны, как раз москвичи, де-юре, не могут голосовать. Вот когда я говорю, давайте учтем общественное мнение, мы будем учитывать общественное мнение 200 тысяч человек, которые тут зарегистрированы, или учтем еще мнение нескольких миллионов москвичей, которые не зарегистрированы на этой территории?
Зыгарь: Которые понаехали в Троицк.
Сиднев: Да. Поэтому, когда вы говорите, референдум, так референдум точно не учтет мнение москвичей, потому что по закону они не имеют право здесь участвовать.
Зыгарь: Мне очень понравилось то, что вы говорили про границу. Скажите, а будет такая классическая история где-нибудь, чтобы вот дом, и граница проходит через дом. Гостиная, она осталась в Москве, а спальни, они все в Московской области.
Сиднев: Насколько я понимаю, сейчас принято решение, что все-таки границы будут проходить по границам поселений. Не будет такого, что придется делить поселение в прямом смысле, одна сторона деревни окажется в Москве, а вторая сторона…
Зыгарь: Наверняка будет.
Сиднев: Думаю, что нет, потому что, если все пойдет по существующим границам поселений, то, мне такие случаи в области неизвестны, а значит, их не будет. Потому что новые границы не появится, все пройдет по существующим границам.
Макеева: Виктор Владимирович, вы с 2003 года получается?
Сиднев: Да.
Макеева: А правда, что вы Центральный бульвар городской замостили плиткой?
Сиднев: Да.
Макеева: И в каком году это было? И какой дало эффект? Расскажите нам. У нас сейчас полгорода раскурочено под плитку. Нам интересно.
Зыгарь: Больная тема.
Сиднев: На самом деле, вопрос совершенно такой не простой. И население это встретило неоднозначно. И одна из жалоб, которая для меня была совершенно неожиданной, в Москве даже представить это невозможно, а Троицк, все-таки мы за городом живем и живем ближе к природе. У меня вдруг массово появились жалобы мамаш, которые жаловались, что из-за того, что положили плитку и чистят ее от снега полностью, на санках не проехать. Но мы приняли простое решение. Я вызвал компанию, которая занимается чисткой снега...
Макеева: Просил засыпать снегом?
Сиднев: Нет, у нас бульвар состоит из двух дорожек идущих параллельно. Мы договорились, что одну дорожку чистим до плитки, вторую дорожку оставляем.
Зыгарь: Сколько живет плитка, расскажите нам? Долго ли нам наслаждаться?
Сиднев: Ну, года четыре у нас живет.
Зыгарь: Четыре года.
Сиднев: Но, к сожалению, там, если посмотреть… Мы, правда, за ней ухаживаем. Ее можно покрывать специальным составом, не красить, она впитывает этот состав, тогда она живет дольше, но из-за механизированной уборки, основное разрушение то, что я вижу, там, где зимой трактор снег гребет, там действительно есть следы. На самом деле есть еще одно достоинство. Я не знаю москвичи чувствуют это или нет. Другое достоинство, которое я почувствовал: вот на нашем бульваре всегда были лужи на асфальте, и после сильного дождя было трудно пройти. Плитка хороша тем, она же лежит на песчаной основе, и вода уходит, всегда после дождя там сухо, луж нет.
Зыгарь: Можно сказать, что вы накликали Москву: плитка пришла к вам с опережением, а вслед за ней придет Москва.
Сиднев: Я скажу, что у нас другая история. Мне все время жители города ставят в укор, что вот этот бульвар, про который вы говорите, он находится в одной части города, а в другой части города бульвара, покрытого плиткой, нет. И мы обещали, что мы сделаем и в другой части города такую же плитку.
Зыгарь: Спасибо. У нас был в гостях Виктор Сиднев, мэр города Троицка, в скором времени уже бывшего. Или уже бывшего?
Сиднев: Сегодня у меня был последний рабочий день.
Зыгарь: Мы поздравляем вас.
Сиднев: Спасибо.