Хотят ли сами греки спасаться за счет новых долгов? Судя по результатам последних выборов, нет. Выборы там прошли 6 мая, и в итоге в парламент прошли семь партий всех политических идеологий. Сталинисты, просто леваки, крайне правые и даже фашисты оказались под одной крышей. Только две из прошедших в парламент сил поддерживают сделку с Евросоюзом. Это бывшая партия власти ПАСОК и в прошлом главная оппозиционная партия «Новая демократия». У них на двоих оказалось 149 мест из 300 в парламенте.
Еще бы два места, и они могли бы сформировать правящую коалицию. Но эти голоса взять негде, потому что никто не хочет сотрудничать с ними. Лидер «Новой демократии» Антонис Самарас и лидер партии ПАСОК Эвангелос Венизелос – это те люди, которые начали брать у валютного фонда и европейского Центробанка многомиллиардные кредиты. А взамен стали увольнять госслужащих, снижать пенсии и повышать налоги. Ни одна из партий с ними не стала вступать в новую коалицию.
Никаких кредитов и никаких увольнений – вот новый лозунг греческой политики. Левые и правые смогли пройти в парламент только потому, что обещали отказаться от европейской кредитной программы, на которую так надеялась немецкий канцлер Ангела Меркель.
Самую громкую победу на прошедших выборах одержала греческий блок «Сириза» – это что-то вроде российского «Левого фронта». А руководит им повзрослевший Сергей Удальцов – 37-летний Алексис Ципрас. Он инженер по образованию, в прошлом член греческого комсомола. В конце 1990-х он разошелся с коммунистами и со временем стал предводителем более радикального левого крыла.
После того, как блок «Сириза» занял второе место на выборах, Ципрас сказал, что его движение не будет искать никаких компромиссов с Европой. Он назвал программу сокращения расходов варварской и пообещал не снижать больше ни пенсий, ни других льгот, и сказал, что не собирается увольнять 150 тысяч госслужащих, как того требует Евросоюз.
Ципрас имеет шансы стать премьер-министром, если в итоге коалиционное правительство сформируют с его участием. Но большинство экспертов склоняются к тому, что никакого правительства не будет.
Семь партий, которые прошли трехпроцентный барьер, скорее всего, так и не договорятся друг с другом. И через месяц, в середине июня Грецию ждут перевыборы. По всей видимости, позиции сторонников новых кредитов от Европы, станут еще хуже. Крайние правые и левые заработают еще голосов. А это значит, что в итоге у власти в Греции может оказаться Алексис Ципрас, греческий Удальцов.
Он настаивает на том, чтобы разорвать с ЕС все договоры о кредитах. Как только это произойдет, Греция перестанет получать деньги. Немецкий министр иностранных дел вчера призвал греков соблюдать свои обязательства. А министр финансов Германии впервые публично признал, что если Греция решит выйти из Еврозоны, то никто насильно ее там держать не станет.
Какие последствия вызовет отделение Греции от Еврозоны, пока никто предсказывать не берется. Но очевидно одно – это не только оставит Афины с долгами размером в 300 с лишним миллиардов долларов, которые не будут выплачены. Это создаст прецедент. И те страны, у которых уже есть серьезные проблемы с экономикой – то есть Испания, Португалия, Италия, смогут выбирать – оставаться в Еврозоне или нет.
Так совпало, что в один день с греческими состоялись и французские выборы. Где тоже победил человек, которому идея спасения единой Европы не по душе.