Прямой эфир

Давидис: Если "марш миллионов" не согласуют - это только хуже для Правительства Москвы

Здесь и сейчас
7 857
17:06, 01.05.2012
Один из лидеров движения "Солидарность" и заявителей "марша миллионов" Сергей Давидис рассказал о проблемах согласования с властями предстоящего "марше миллионов".

Давидис: Если "марш миллионов" не согласуют - это только хуже для Правительства Москвы

Лика Кремер: Здравствуйте, Сергей.

Сергей Давидис: Здравствуйте.

Кремер: Что вы планируете делать? В каком настроении вы ожидаете ответа на вашу заявку?

Давидис: Совершенно очевидно - на практике проведения предыдущих мероприятий - что заявители всего лишь выполняют роль медиаторов. Они предоставляют возможность в каких-то конкретных формах реализоваться тому протесту, тому настроению, которое есть у людей. Люди, которые обязательно хотят выразить свой протест против инаугурации - это, очевидно, последнее мероприятие в цикле, связанном с федеральными выборами - хотят сказать свое решительное «нет» сейчас, чтобы потом не говорили: «Что же вы не протестовали тогда?». И они придут все равно. Согласует правительство Москвы или нет - с мирным выражением своего мнения, огромное количество людей, вне всякой связи с организаторами этого публичного мероприятия, собираются прийти на Манежную площадь. Из других городов приезжают люди. Поэтому, собственно говоря, если не будет согласовано мероприятие, тем хуже будет для самого Правительства Москвы.

Кремер: А кто сейчас среди заявителей?

Давидис: Практически те же, что и были всегда.

Кремер: Как мне кажется, состав все же изменился.

Давидис: Совсем немного изменился. Дмитрию Быкову и Сергею Пархоменко, видимо, сейчас не до этого - они не входят в число заявителей. И вместо Анастасии Удальцовой - сам Сергей Удальцов. То есть просто исторически получилось так, что, когда в декабре подавали уведомление на первое мероприятие, он сидел за решеткой, и вместо него была Анастасия. А сейчас ее заместил Сергей. А так, те же люди, те же пять человек.

Кремер: И вы все готовы нести ответственность за то, чтобы приглашать людей выйти на несогласованное мероприятие?

Давидис: Вы знаете, людям не требуется приглашения. То есть если нам не удастся достичь согласия с правительством Москвы, мы объявим об этом, но лично мы намерены, в соответствии с ранее поданным уведомлением, выйти на Манежную. Не требуется кого-то призывать - это вопрос выбора и совести каждого. Тот, кто считает нужным - выйдет.

Кремер: Почему вы отказались от шествия, которое планировалось 1 мая?

Давидис: Это, в общем, пример обратной связи. Мы планировали мероприятия и 1-го, и 6-го числа. По всем предыдущим переговорам с мэрией, у нас создалось впечатление, что мы получим согласование на 6-е.

Кремер: Но на 1-е вам как раз согласовали.

Давидис: Да, но 1-го - это, в общем, дежурное мероприятие, так или иначе привязанное к дате. Конечно же, «солидарность» - это ключевое понятие для протеста, и планировалось именно мероприятие, которое эту солидарность воплощает. То есть планировалось пригласить людей-участников протеста из Астрахани, из Ярославля, из того же Цаговского леса.

Кремер: Так почему отказались?

Давидис: Поскольку 2 согласованных мероприятия за одну неделю и для одних и тех же людей - они вынуждены не выезжать куда-то, где они хотели бы отдохнуть, а выходить на митинги. Более того, те люди, которые обычно в этих мероприятиях участвуют - они восприняли это как ненужное «умножение сущностей». На фоне исключительно важного - для будущего страны - мероприятия 6-го и 7-го числа, проводить «дежурное» мероприятие 1 мая (одно из 14-ти согласованных мероприятий) большая часть участников протеста сочна ненужным. Мы, собственно, будучи этим медиатором, услышали это и отказались, чтобы сконцентрировать усилия.

Кремер: Мероприятие, которое планируется на 6 мая, называется «Марш миллионов»?

Давидис: Нет. В уведомлении такого не написано. Это «художественный образ» Сергея Удальцова, это его личная авторская находка.

Кремер: А вас не волнует, что это мероприятие уже какое-то количество времени подряд называется именно этими словами, и что именно это словосочетание компроментирует, на самом деле, само по себе мероприятие, поскольку велика вероятность, что людей придет гораздо меньше?

Давидис: Конечно же, «миллионов» никаких все-таки не придет, хотя придет значимое число людей. Адекватная ситуация, когда очень велика вероятность, что в данный момент это событие ни на что не повлияет - придут те люди, которые не могут не прийти, которые считают необходимым выразить свое мнение. И, конечно, не будет никаких «миллионов» - это очевидный факт. И Сергей Удальцов, когда этот метафорический образ «вбросил» в общественное сознание - он, я думаю, тоже не имел в виду буквального восприятия. Мне не кажется, что это какой-то «прилипший лэйбл» к мероприятиям 6 и 7 числа. Думаю, люди воспринимают это именно как возможность выразить свой протест против инаугурации, которая является результатом незаконных, нелегитимных, на взгляд многих, выборов. А уж как его назвать - это, на самом деле, уже все равно. 

Кремер: Как вам кажется, почему мэрия так даолго вам не отвечает, так долго думает над ответом?

Давидис: Остается только гадать. Для нас не понятно, как работает этот чиновничий механизм. С одной стороны, я допускаю, что есть объективные причины, связанные с тем, что будет репетиция парада, будет техника туда-сюда ездить. То есть официальный предлог, который нам сообщается как причина того, что ответ не дается. Потому что планировалось, что ответ нам будет дан вчера, потом - что сегодня в первой половине дня. Но его до сих пор нет, и очевидно, что сегодня, скорее всего, не будет.

С другой стороны, мы все понимаем, что решение об этом принимается не на уровне департамента региональной безопасности Правительства Москвы, и, наверное, даже не на уровне вице-мэров, с которым зимой случались переговоры (с господином Горбенко). А принимается оно на уровне федеральной власти, где коммуникация, как я полагаю, не так хорошо построена. Ну, вот думают, взвешивают все «за» и «против» - с одной стороны. С другой - это испытанная тактика, хотя, на мой взгляд, власти нечего бояться согласованного мероприятия. Хотя элементов стихийности все равно будет много, вне сомнения - это протест.

Кремер: Вообще есть мнение, что вам даже выгоднее, чтобы мероприятие было не согласовано, потому что так больше шансов, что вы оставите некоторое «пятно» на инаугурации. Чем больше будет задержаний...

Давидис: Так вопрос я бы не ставил, поскольку задержания, конечно, будут. Огромное количество людей, вне всякой связи с согласованным мероприятием, собирается идти на Манежную. Опять же, в Facebook’е собираются группы, где нас самих обзывают «предателями».

Кремер: Хорошо. Если вам разрешат только митинг, вы будете участвовать в несогласованном шествии?

Давидис: Каждый решает для себя.

Кремер: Это отговорка, потому что понятно, что есть некоторая группа людей, которая говорит: «Мы посовещались и решили, что самое разумное...». И многие последует этому призыву.

Давидис: Мне кажется, вы неверно понимаете. Особенно после эпопеи зимних протестов, после огромных претензий к нелегитимности и прочему - на улицы выходили сотни тысяч. Сейчас мы ждем меньшего количества людей - это, прежде всего, активисты, которые думают своей головой и принимают решения сами за себя. Я могу сказать, что я пойду на Манежную площадь, если мне удастся туда пройти. И не для того, чтобы участвовать в несогласованном мероприятии, а чтобы там быть. Потому что я считаю это своим долгом. Это уже стало неким символом. Кто еще пойдет - я не знаю.

Кремер: Спасибо вам.