Таратута: Мы находимся в Перми на Пермском форуме, который в этом году потерял прилагательное «экономический». Это просто форум. Он называется «Человек. Страна. Общество». Мы доскажем вам то, что мы не успели досказать утром.
Изюминкой нынешнего мероприятия стал рейтинг, так называемый «Струве Рейтинг», который показывает, чем жила страна этот год вот в том промежутке, когда форум терял определение «экономический». Сейчас Тоня расскажет, как все это происходило и чего рейтинговали.
Самсонова: Все презентовалось с некоторой помпой и специально под «Струве Рейтинг» раздавались машины для голосования всем участникам форума. Это красивые буклеты «Струве Рейтинг», в которых краткая биография Петра Струве и, в частности, рассказано о том, что из себя представляет этот «Струве Рейтинг». Это проект именно Пермского форума, его презентовал Сергей Алексашенко и господин Кара-Мурза. Там есть четыре номинации: «Страна», где отмечается событие, явление, оказавшее за год максимальное влияние на ход вещей в национальном масштабе (очень легко догадаться, что же им стало); в номинации «Общество» выделяются наиболее значимые общественные инициативы, получившие наибольший резонанс; номинация «Человек» определяет персону года. Отмечается, что берется период с 25 апреля 2011 года по 7 апреля 2012. В три этапа проводилось голосование. Сначала составили лонг-лист, проводили обсуждение в Facebook’e, голосование, потом 17 апреля шорт-лист. И вот сегодня, 19 апреля, в зале все достали кнопочки, проголосовали и у Юли есть результаты этого голосования.
Таратута: Да. Наверное, интересно рассказать, что организаторы рейтинга посчитали наиболее важными событиями, потрясшими страну в этом году. Первая стройка – итоги выборов президента Российской Федерации. Вторая строчка – массовые митинги оппозиции. Третья (не поверите) - объявление о рокировке в тандеме на съезде «Единая Россия», о который уже некоторые подзабыли. Четвертая – это политическая реформа, которую свели авторы рейтинга к возвращению выборов губернаторов, это, по сути, единственный такой зримый итог. И пятая строка – создание объединения «За честные выборы». Победителем в этой номинации стали массовые митинги оппозиции.
Самсонова: Такое ощущение, что все эти пять явлений настолько плотно связаны, что разделять их на кусочки довольно странно.
Таратута: Ну да. Все началось со съезда, а дальше потекло - рокировка…
Самсонова: Да-да.
Таратута: Общественным явлением, которое было признано главным, ну вот, коль мы начали с массовых митингов оппозиции, ну и здесь победила акция «Белая лента». Это главное общественное явление. А еще номинировались Pussy Riot и реакция РПЦ вот в таком одном флаконе; проект «Гражданин-поэт», видимо, как общественно важный проект; проект по борьбе с коррупцией. Вот сложно сказать, в свете выступления Михаила Абызова, чьи антикоррупционные попытки воспринимались как наиболее важные попытки.
Самсонова: В свете выступления Михаила Абызова стоит сказать, что борьба с коррупцией – где она?
Таратута: Мы не совсем поняли, речь идет о борьбе «Открытого правительства» с коррупцией, о каких-то организациях примедведевских или о борьбе общественной под флагом «РосПила» и Алексея Навального. И пятая строка – проекты против беспредела в тюрьмах. Победила, напомню, акция «Белая лента». Мы подробно освещали все.
Самсонова: Мы с Юлей не нажимали на кнопки, к нам, пожалуйста, никаких вопросов.
Таратута: Итак, человеком года стал вовсе не Алексей Навальный, как вы могли бы подумать, хотя он набрал большинство голосов в рейтинге Facebook’a и, по-моему, на сайте форума, этим человеком стал майор Сергей Солнечников, который ценно жизни спас солдат. Номинировались Владимир Путин, помимо названных, Михаил Прохоров, Ольга Романова и Алексей Козлов. Победил майор Сергей Солнечников, напомню еще раз.
Самсонова: И это, пожалуй, одна из тех номинаций, по которой абсолютно очевидно, что победитель назван правильно, ни у кого никаких вопросов быть не может. Отдельно, конечно, забавно то, что у либералов во власти есть свой Петр - это Петр Струве. Совсем недавно, буквально накануне нашего приезда сюда, проходили «Столыпинские чтения» и у государственников, и у людей из истеблишмента свой Петр - это Петр Столыпин. И представьте себе Валентину Ивановну Матвиенко, которая начинает читать исторические лекции. Но вот так разделились историческая мода, исторические предпочтения в нашей элите: либералы выбирают Струве, государственники выбирают Столыпина.