Уход из жизни таких видных политических фигур, как Мугабе, редко происходит одномоментно. Вспомним самые яркие истории медленного умирания великих диктаторов.
Югославский правитель Иосип Броз Тито скончался в мае 1980 года в Любляне, но этому предшествовала целая эпопея – и медицинская, и информационная. В январе маршала положили в госпиталь в Любляне, где из-за угрозы гангрены ему ампутировали обе ноги. Несмотря на постоянное окружение и поддержку друзей и родственников, лидер Югославии впал в кому, в которой находился 100 дней. Поговаривали, будто бы он верил в бессмертие, и врачи до последнего пытались вернуть его к жизни, а государственные СМИ не спешили сообщать о фактической кончине.
Не менее показателен в этом смысле и уход из жизни азербайджанского президента Гейдара Алиева. В 2003 году во время публичного выступления ему стало плохо с сердцем, его увели со сцены, затем он вернулся, но смог произнести лишь несколько слов: я желаю всем здоровья, счастья и успехов. После этого Алиев лечился в Турции, и для него болезнь оказалась очобенно неудачной, потому что именно в этом году в стране проходили президентские выборы. Проблему решили по-восточному: выдвинулся и сам Алиев, и его сын Ильхам, а в октябре того же года отец снял кандидатуру в пользу сына. О смерти Гейдара Алиева азербайджанцы узнали только 12 декабря. Он скончался в США в больнице города Кливленда.
Так уж вышло, что долгое прощание с правителями характерно для Ближнего Востока. Вспомним последние месяцы жизни палестинского лидера Ясира Арафата. В октябре 2004 года сообщили о том, что он серьёзно болен. На следующий день израильтяне разрешили вывезти его на лечение за границу. Он был помещен в один из лучших парижских госпиталей с подозрением на отравление или рак. Его состояние ухудшалось с каждым часом, и вскоре он впал в кому. Между тем, вокруг этой смерти разразилась острая борьба между соратниками и молодой женой. На самом деле, пытались поделить миллиарды долларов, которые у Арафата якобы имелись. А утром 11 ноября его отключили от аппарата жизнеобеспечения.
Израильский премьер Ариэль Шарон жив до сих пор. Правда, лишь с биологической точки зрения. Последние 6 лет он находится в вегетативном состоянии: без сознания и какой-либо осмысленной реакции на окружающих. После инсульта, перенесённого в декабре 2005 года, Шарон, сам того не осознавая, будучи полностью недееспособным, передал власть своему первому заместителю Эхуду Ольмерту. На то в Израиле есть соответствующий закон. Сейчас покой Шарона охраняют его сыновья. Это при том, что семью экс-премьера подозревали в коррупции, и дело фактически спустили на тормоза из-за комы.
Конечно же, нельзя не вспомнить самый недавний пример: смерть Ким Чер Ира. Еще в 2009 году южнокорейская разведка донесла о больших проблемах со здоровьем северокорейского лидера. Однако в Пхеньяне никогда не признавались в том, что любимый вождь вот-вот умрёт. Правда, быстро подыскали преемника-сына и начали его продвигать по партийной лестнице, что косвенно доказывало скорую смерть отца. Предполагается, что кончина Ким Чен Ира в декабре прошлого года оказалась всё же неожиданной – он рассчитывал пожить какое-то время, поэтому полноценного преемника из Ким Чен Ына пока не вышло, ну а о самой смерти стране слёзно сообщили только на следующие сутки, утверждая, что лидер умер в поезде от переутомления, неустанно думая о судьбе страны.