В заявлении, например, говорилось, что Узбекистан все это время систематически вел экономическую блокаду южных регионов Таджикистана. Люди из узбекского правительства Ислама Керимова, якобы намеренно задерживали вагоны на своей территории. То есть оставляли таджиков без продуктов и топлива. Узбекистан к тому же разбирает железнодорожную ветку Галаба-Амузанг, от которой зависят 3 миллиона человек. Таджикистан обвинил соседа в том, что он прекратил поставки газа с 1 апреля и так и не отменил своей запрет на транзит электроэнергии из Туркменистана в Таджикистан. Еще в заявлении говорилось, что Узбекистан до сих пор не убрал мины с общей границы, и за последние годы от ранений погибли около 100 человек.
Цель всего этого, по мнению политиков в Душанбе, одна, и она совершенно четкая – это посеять недовольство внутри Таджикистана. То есть спровоцировать внутренний конфликт. На эти обвинения Узбекистан тут же отреагировал.
Во вторник президент страны Ислам Каримов впервые за последние три года созвал совет безопасности, и заседание это посвятил отношениям с соседом. А потом узбекский премьер написал письмо своему таджикскому коллеге, где все обвинения отверг. Он заявил, что поставки газа были полностью выполнены (но на самом деле он назвал объем, который отличался от обсуждаемого ранее). И что мины на границе Узбекистан оставляет для защиты от бандформирований и наркотрафика.
Эксперты считают, что Таджикистан намеренно выдвинул соседу публичные обвинения, чтобы на их конфликт обратили внимание во всем мире. Это сделать удалось – об этом конфликте сегодня пишут и британские, и американские газеты. Но не везде упоминается главный ресурс, за который воюют Узбекистан и Таджикистан. Это питьевая вода. Именно из-за нее руководители двух стран считают друг друга врагами.