Прямой эфир

Церковь атакуют: патриарх Кирилл заявил, что против церкви развернута информационная война

Здесь и сейчас
6 572
21:40, 03.04.2012
Патриарх Кирилл заявил, что против него и Русской Православной Церкви ведется информационная война. Сначала «небезызвестный случай в Храме Христа Спасителя», затем «моя скромная персона подверглась информационным атакам», сказал патриарх на заседании Высшего Церковного Совета. Политический обозреватель ДОЖДЯ Юлия Таратута выяснила, действительно ли в отношении РПЦ идет антицерковная атака.

Церковь атакуют: патриарх Кирилл заявил, что против церкви развернута информационная война

Под антицерковной кампанией патриарх Кирилл, очевидно, понимает общественный протест на арест участниц группы Pussy Riot и серию новостей о собственном быте. Не так давно журналисты заинтересовались, зачем патриарху часы Breguet за 30 тысяч долларов. А позднее всплыла туманная история с квартирой, якобы принадлежащей патриарху в знаменитом Доме на набережной, которая пострадала из-за ремонта в квартире другого жильца этого дома, бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко. Это стоило семье Шевченко штрафа в 20 миллионов рублей и суда. Вот он и вскрыл тайное соседство со святейшим.

Семья Шевченко вовсе не считает произошедшее кампанией.

Шевченко: Вы знаете, может кто-то против него и что-то там организовывает, но у нас вся информация идет только в правовом поле. Мы сейчас работаем в суде. Мы не имеем никакого отношения к людям, которые сейчас выступают с такими заявлениями. А именно ситуацию по судебному произволу, по правовому произволу. Сегодня у нас арестовали еще и счета. Пока они оправдываются тем, что идет какая-то церковная политика. Суд идет как бульдозер и делает свое дело в полном правовом беспределе. 

Однако высшие чины церкви не впервые возмущаются тем, что события, связанные с РПЦ, вызывают общественный и информационный отклик. Митрополит Иларион в интервью телеканалу ДОЖДЬ, к примеру, дал понять, что церковь рада положительным новостям, отрицательные оценки считает пустой тратой времени.

Иларион: Прекрасный священник может годами служить на одном приходе, спасать тысячи людей, скажем, от духовной смерти, от наркомании. И никогда, ни один телеканал не покажет о нем репортаж. А вот когда какие-то, простите меня, девки выскочили на амвон, что-то там спели и все - «гудит» интернет, телевидение. Думаю, что в этом, наверное, заключается самая большая нелепость и несправедливость этой ситуации. 

Примечательно, что во время избирательной кампании предстоятеля РПЦ церковные иерархи и сами не чурались информационных войн. Накануне голосования сторонники митрополитов Климента и Кирилла обменялись увесистой порцией компромата. Команда митрополита Климента обвиняла соперника в симпатиях к католическому богословию, а в православном ресурсе «Русский взгляд» появилось интервью полковника Владимира Квачкова, который обрушился с грубыми обвинениями в адрес митрополита Кирилла.

Не менее активно вела себя команда митрополита Кирилла. Ее голосом стал диакон Андрей Кураев. Он обвинил брата митрополита Климента архиепископа Димитрия в проведении «лжевыборов» делегатов на Поместный собор от духовных семинарий, в рейдерском захвате Московской духовной академии и вообще в кумовстве.

В «войне компроматов» всплыл и самый громкий и болезненный из скандалов, связанных с церковными руководителями – о беспошлинном ввозе табака и алкоголя, разрешение на который РПЦ в 1990-е годы получила от российского правительства. Сразу в нескольких СМИ митрополиту Кириллу припомнили титул «табачного иерарха» и вообще обвинили в склонности к коммерции.

Команда митрополита Кирилла немедленно обратила информацию в свою пользу. В печати появились ссылки на документы, которые демонстрировали, что за льготные акцизы несет ответственность вовсе не Кирилл, а Климент. А сенатор Александр Починок, в те времена чиновник правительства, и вовсе дал инбольшое интервью в защиту митрополита Кирилла. Он вспомнил, что льготы на поставку подакцизных товаров по линии гуманитарной помощи, которая шла из-за рубежа в Россию, просил патриарх Алексий, а председателем штаба РПЦ по получению гуманитарной помощи «был Климент».

Это был редчайший случай информационной открытости Русской Православной Церкви. Поскольку в остальное время в отношении церковных новостей в России действовали все привычные приемы госполитики. В стоп-листах федеральных СМИ, признаются журналисты, оказывались все несистемные оппозиционеры церкви. Участь Гарри Каспарова или Алексея Навального постигла, к примеру, зарубежных священников, отказавшихся входить под юрисдикцию Московского патриархата. А епископа Чукотского Диомида, отлученного от церкви за резкую критику, в большинстве случаев телеведущие называли «мракобесом», разжигающим национальную рознь.

Запрет на церковные новости коснулся и юмористических программ, сравняв в статусе церковного патриарха Кирилла и светского – Владимира Путина.

Вот что рассказал нам один из создателей фильма «День выборов» Леонид Барац.

Барац: Человек, который его продюсировал (который вкладывал деньги), настаивал на том, чтобы это был не поп, а кто-то, прикидывающийся попом. Конечно, про попов нельзя плохо. У нас вот попы - запретная тема, как и власть наша, ну или полицейские. А в театре нам предлагали сделать. К нам приходили руководители и был следующий диалог:
- Ну зачем вы так?
- Подождите, а так не бывает?
- Бывает, но зачем? Не надо об этом. А пусть он будет католическим!

Патриарх, впрочем, говорит, что церковь должна быть готова к диалогу. А актер Барац говорит, что надо избегать самоцензуры. В их театре Алексей Кортнев много лет поет сатирическую песню «Путин и Христос», которая по нынешним временам воспринимается уже как истинная правда.