Прямой эфир

1000 литров водки на деньги налогоплательщиков

Здесь и сейчас
908
14:07, 05.08.2011
Реабилитация по-русски. На сайте госзакупок появился заказ – на водку - 1000 литров. Причем понадобился алкоголь Центру реабилитации Тюмени.

1000 литров водки на деньги налогоплательщиков

В своём ЖЖ под ником "закупки-ньюс" журналист и блогер Александр Малютин разместил ссылку на официальный сайт госзакупок. Из данных следует: санаторий планирует привлечь 250.000 рублей внебюджетных средств, чтобы приобрести 2000 бутылок крепкого спиртного.

Сомнительные заказы на спиртное появляются нередко. В мае НИИ при МЧС разместил на сайте госзакупок заявку на закупку водки и коньяка на сумму почти в 1,5 миллиона рублей. Два года назад колония-поселение №11 в Оренбургской области объявила тендер на приобретение пива общей суммой в полмиллиона рублей.

Своими заказами чиновники удивляют давно – золотые кровати, бронированные автомобили, элитный коньяк, сувениры и сигары. Это далеко не весь список вещей, который жизненно необходим госслужащим. Например, одна из воинских частей России на днях попросила себе катер класса "люкс". Для удобства служителей порядка на плавсредстве должны быть – две спальни, кухня с холодильником, плитой с грилем и защитным тентом.

Сотрудники того же ведомства объявляли аукционы на похоронные авто, часы с эмблемой ФСБ, "серые" планшеты iPad, зажимы для галстука, вертолеты и даже утепленные горнолыжные костюмы.

В студии телеканала ДОЖДЬ - известный разоблачитель аукционов - Дмитрий Дмитриев, управляющий партнер компании "Правовой департамент".

Арно: Золотые кровати были, катера были, но водки еще не было.

Дмитриев: Водки еще не было. Эта закупка выглядит достаточно странно, тем более, что это центр реабилитации фонда социального страхования. Вполне возможно, в этом центре отдыхают простые граждане, конечно, можно предположить, но я в этом не уверен.

Казнин: А как это происходит? Я – чиновник или какая-то организация, мне выделяются деньги, я заявку даю: «Хочу живых медведей». И размещаю все официально. Участвуют люди в тендере, выигрывают. Как это вообще происходит? Как решить – нужны мне живые медведи или не нужны?

Дмитриев: Это большая проблема – определить, является это государственной нуждой или нет. Можно закупать практически любые товары, в том числе, катера, автомобили класса «люкс» и т.д. Оснований для реагирования контролера в лице антимонопольной службы в этом случае нет, можно только говорить о неэффективном использовании бюджетных средств. Но Счетная палата, Росфиннадзор и прокуратура не всегда на это обращают внимание, к сожалению.

Казнин: А как можно опротестовать? Или только отменяют из-за шумихи в прессе?

Дмитриев: Бывают такие истории, как с закупкой пива для пожарной части МЧС. Бывают истории, когда на это все-таки непосредственно обращают внимание правоохранительные органы. Но как правило, эти истории проходят бесследно, ничего не происходит.

Казнин: Правоохранительные органы в связи с чем на это обращают внимание? Все ведь по закону. Формально буква закона соблюдена.

Дмитриев: Формально она соблюдена, но опять-таки можно поднять вопрос, эффективно израсходованы бюджетные средства или неэффективно, соотнести эти возможности. И тогда уже правоохранительные органы могут сделать выводы и привлечь кого-то к ответственности.

Казнин: Сколько происходит подобных нелепых госзаказов в месяц, например?

Дмитриев: Я думаю, цифры колоссальные. Если мы возьмем эту войсковую часть, то количество заказанных «Мерседесов» этой частью очень большое, на самом деле.

Казнин: А ведь это еще по всей стране происходит одновременно?

Дмитриев: По всей стране, да. Это мы говорим в данном случае про крупного заказчика, который принадлежит ФСБ, а есть очень мелкие различные НИИ, ГУПы, различные поликлиники, которые также заказывают себе различные товары класса «люкс» и считают, что это нормально.

Арно: Существует совсем засекреченный список госзакупок, который не решаются на обычном сайте опубликовать, и есть какой-то секретный, где самые страшные вещи озвучены? Понятно, что это общедоступная история, поэтому, наверное, постеснялись бы размещать?

Дмитриев: Есть различные закрытые аукционы, мы говорим про Рособоронзаказ. А так таких списков нет, вся информация доступна.

Казнин: Есть просто другая история, когда волевым усилием главы государства, например, решается, что это не будет аукционом, потому что это стратегическая какая-то история, а это будет отдано единственному поставщику. Кто контролирует это, есть единый орган?

Дмитриев: Есть контрольный орган – это ФАС и плюс правоохранительные органы.

Казнин: Они должны мониторить огромное количество спрятанных, в том числе, в интернете…

Дмитриев: Как правило, они проводят проверки по заявлению заинтересованных лиц и за редким исключением по собственной инициативе.

Казнин: А если я, участник аукциона, я проиграл – я могу подать жалобу?

Дмитриев: Да, конечно, можете подать жалобу в ФАС, она достаточно быстро будет рассмотрена, и если есть основания, будет удовлетворена.

Казнин: На это надежда остается, что вместо водки они в итоге пиво закупят. У меня.