Геноцид армян – сегодня одна из самых обсуждаемых тем в США. В Конгресс внесен законопроект резолюции, признающей факт массового истребления армянского народа в 1915 году на территории Османской империи. Инициаторами стали республиканец от штата Иллинойс Марк Кирк и демократ от Нью-Джерси Роберт Менендес. Однако за этим решением фактически скрывается воля президента Барака Обамы. Еще 4 года назад, во время совей прошлой предвыборной кампании, он выступал за то, чтобы Соединенные Штаты признали геноцид армян.
Однако, став президентом, Обама оказался в довольно щекотливой ситуации. Он понимал, что признание преступлений времен Османской империи автоматически испортит отношения с современной Турцией – партнером и союзником по НАТО. Поэтому со времен вступления в должность американский президент старался не акцентировать внимание на вопросе и уж точно не поднимать на эту тему публичных дискуссий. Два года назад палата представителей Конгресса все-таки приняла резолюцию, призывающую президента Обаму признать геноцид армян. Разразился дипломатический скандал, Турция в знак протеста отозвала своего посла из Вашингтона. Обама осторожничал, и давнего предвыборного обещания до сих пор не выполнил. Видимо, теперь дело сдвинется с мертвой точки. Надо сказать, что большинство американских Штатов – 42 из 50 – на местном уровне уже признали и армянский геноцид, не хватает только решения на федеральном уровне. Если это произойдет, США станут 24-й страной, осуждающей преступления Османов в начале прошлого века.
На карте красным цветом обозначены государства, признавшие геноцид, синим – те, в которых вопрос обсуждается. Обратите внимание: Россия – в первой группе. Еще в 1995 году Госдума приняла специальное заявление, и 24 апреля было объявлено днем памяти жертв. При этом нашей стране пока удается сохранить партнерские отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, и с Турцией. В конце прошлого года Франция попыталась пойти еще дальше и приняла закон о наказании за отрицание геноцида армян. Предусматривался штраф до 45 тысяч евро. Однако недавно конституционный суд это решение отменил, сочтя его нарушением свобод. Тем не менее, отношения между Парижем и Анкарой до сих пор остаются сложными.