Учителя могут вернуться с летних каникул не в самом лучшем настроении. Сегодня стало известно, что по экспериментальной программе педагоги московского региона могут потерять до 40 % зарплаты. Новая система оплаты учительского труда исключает надбавки, в первую очередь "лужковские".
Ни для кого не секрет - последние несколько лет зарплаты столичных педагогов оставались на порядок выше , чем жалованья коллег из регионов. В сегодняшнем "Московском Комсомольце" приводятся конкретные цифры: преподаватели английского, например, получали до 80 тыс. рублей в месяц; свои доплаты имели молодые педагоги без выслуги лет - чтобы шли в школу, чтобы удержались там и могли встать на ноги, пока нет надбавок за звания и разряды. Теперь всему этому пришел конец, констатирует "МК". Да, совсем скоро Москва вступает в эксперимент по реформе системы оплаты учительского труда. Сначала эксперимент на себе поставят 125 школ, а спустя 3 месяца остальные – 1,5 тыс. учебных заведений. Все без исключения надбавки, которые годами поддерживали заработки московских учителей, отменяются. Зарплата будет делиться на две части: базовую и стимулирующую. Гарантированной будет только первая - около 19 тыс. рублей. Все остальные выплаты пойдут через стимулирующую часть.
Итак, теоретически 2 часть зарплаты, стимулирующая, будет зависеть от качества работы учителя. На деле же – только от пристрастий директора, так как именно он будет распределять "стимул". Директор образовательного центра № 109 Евгений Ямбург поразмышлял на тему оценки учительского труда.
Ямбург: Вопрос очень спорный, потому что, во-первых, это может быть троянским конем в коллективе, яблоком раздора, как вы понимаете. Во-вторых, размытые критерии и оценки. Где тот градусник, по которому можно сравнивать работу учителей? Сказали, «директора решайте, кому вы что будете давать». А представьте себе, что я редкая такая, как бы помягче сказать, сволочь, кому-то больше симпатизирую, кому-то меньше. Есть опасность субъективизма, согласитесь с этим. В этом есть, конечно, великая опасность, поверьте мне, я уже 35 лет директор школы, я знаю хорошо.
По ожиданию экспертов, реформа может вызвать у учителей колоссальное раздражение. Объективных показателей, позволяющих оценить, хорошо или плохо работает учитель, нет: с уверенностью можно сказать лишь, сколько уроков он провел. По честному оценить труд учителя можно лишь чере 15-20 лет после выпуска, когда предельно понятно, что получилось из выпускников. Возможно оценить степень комфортности школы для ученика. Но оценить в рублях персональный вклад в этот результат каждого конкретного учителя невозможно. Также существует вероятность, что из школ побегут учителя, так как многие приходят преподавать, надеясь на "лужковские" надбавки. Председатель Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин считает, что самое плохое, касаемо этого эксперимента, еще впереди.
Смолин: С этой реформой нахлебаются и московские образовательные власти, и, может быть, даже власти города, но и учителя, прежде всего. Я не знаю, что лучше: пытаться больше платить лучшим учителям, правда, по определенным, по не вполне понятным критериям, или сохранить в учительских коллективах солидарность между педагогами. Потому что 80% коллективов составляют женщины, и если вы хотя бы немного несправедливо поделите эти самые дополнительные деньги, то хлопот не оберется и школа, и власть.