Прямой эфир

Владелец Liveinternet Герман Клименко: Mail.ru не любят умные, но любят рекламодатели

Здесь и сейчас
1 896
22:26, 14.03.2012
Основатель Mail Group Юрий Мильнер ушел с поста председателя директоров компании, уступив свое место генеральному директору Дмитрию Гришину – теперь тот будет совмещать два поста сразу. Перспективы главного детища Мильнера, сервиса Mail.ru, обсудили с директором и владельцем компании Liveinternet Германом Клименко.

Владелец Liveinternet Герман Клименко: Mail.ru не любят умные, но любят рекламодатели

О том, что Юрий Мильнер может уйти, говорили уже давно – последние несколько лет Мильнер был гораздо заметнее как представитель фонда DST Global и венчурный бизнесмен, а в новостях часто упоминался в связи с инвестициями в такие интернет-проекты, как Facebook и Twitter. Поэтому факту, что один из самых заметных российских IT бизнесменов, король инноваций, как назвал его журнал Forbes, променял Mail.ru на глобальный бизнес и стартапы, никто не удивился.

Развитием Mail.ru теперь займется новый глава совета директоров Дмитрий Гришин. Обсудим перспективы сервиса с директором и владельцем компании Liveinternet Германом Клименко.

Лобков: В свое время ушел Бил Гейтс из "Майкрософта", Стив Джобс тоже отстранился - это такая мода теперь, что вот я основал компанию, я устал и ухожу?

Клименко: Я с Юрием Мильнером знаком еще со времен, когда я продавал ему свой первый проект "List.ru", когда еще была компания "netBridge" и не было еще Mail'а как такового. Мильнер прошел какой-то определенный этап и вышел на уровень международного инвестора. По большому счету, уход с должности председателя совета Mair.ru Group говорит о том, что он окончательно перешел в статус того, о чем ему мечталось. То есть он стал заметным международным инвестором.

Лобков: Интересная тенденция. Например, Лев Хасис, бывший руководитель X5 Retail Group - теперь первый вице-президент Walmart, крупнейшей торговой ритэйловской сети в мире. Мильнер тоже сейчас, насколько я понимаю, один из ключевых персонажей в Силиконовой долине?

Клименко: Он перешел на другой уровень. Это как в игре сделать "up" и перейти в игру с совершенно другими деньгами.

Лобков: А Mail.ru?

Клименко: Mail.ru - это чисто российская компания.

Лобков: Он может стать вице-президентом Facebook или Twitter?

Клименко: Я думаю, для него это уже мелко.

Лобков: Уже мелко? А что же тогда за уровень, которым нужно заниматься, создав Mail.ru?

Клименко: Все-таки Mail.ru исторически был создан в 99-х годах. У нас всего две российских компании, которые представляют нас на международном рынке - это "Яндекс" и Mail.ru. Но они принципиально разные: "Яндекс" - это моно-продукт, это поиск и все, что происходит; Mail.ru собран из разных кусочков - была даже куплена ICQ.

Лобков: ICQ был куплен Mail.ru?

Клименко: Да. То есть Mail.ru собран из массы ресурсов, часть которых "утонула". Например, мой проект-каталог List.ru - он "утонул".

Лобков: А вы хорошо ему продали List.ru?

Клименко: Да, неплохо. У Мильнера была совершенно чудесная репутация: он всегда платил ровно столько, сколько просили. Несмотря на это, он всегда был очень жестким управленцем, потому что сверстать в одну кучу то, что на выходе можно будет продать - это очень серьезное искусство, учитывая амбиции, которые "брызжут" у руководителей интернет-компаний. Это молодой сектор бизнеса и все здесь хотят стать миллиардерами. Договориться с ними, естественно, очень тяжело. Это мы видим, когда "Вконтакте" ругается с Mail'ом: когда Павел Дуров показывает неприличные жесты, то есть там идет своя такая страсть.

В этом плане, Мильнер достаточно эффективно сложил компанию. Условно говоря, как Стив Джобс: взял компанию с нуля, поднял ее, сделав крупнейшей в своем роде. Теперь, как я думаю, в России у него практически нет интересов. Потому что в России, по большому счету, рынок сформирован, осталось только выяснить кто "круче": "Вконтакте" или "Одноклассники". Собственно говоря, покупать здесь больше нечего, поэтому сейчас в сфере его интересов - Китай, Восточная Азия и так далее. И он не операционный управленец - он инвестор.

Лобков: Значит ли его уход из Mail.ru то, что рунет достиг насыщения и что прорывов здесь больше не будет? То есть на этой поляне больше делать нечего, а, значит, мы - тупиковый путь.

Клименко: Нет, мы не тупиковый путь. Мы молодцы. Инвестор - это человек, который с рубля хочет заработать 10. Это очень важно. Давайте называть вещи своими именами. Во времена социализма они назывались спекулянтами, то есть купили за рубль - продали за 10. Сейчас до сих пор идет волна старт-апов. Здесь как с акциями "Газпрома": когда все кричат, что их на покупать - на самом деле, их надо продавать.

Мы сформировали рынок - у нас уже все есть. Мы достойный рынок. Мы, действительно, одна из немногих стран, где есть собственный поисковик. Мы очень достойно сопротивляемся Google. То есть здесь уже все, что можно "съесть" - то, на чем можно заработать 1 к 10 - все "съедено".

1 к 2, к счастью, Юрий Борисович оставляет нам. В России ему скучно: он всех знает, все игроки ему известны. Все, что есть - это "доесть" сам Mail, потому что, как мы знаем, все крупные игроки рынка так или иначе что-то под себя подбирают. У нас в России сформировалась индустрия и это здорово. Выход на IPO - это, по большому счету, фиксация прибыли.

Лобков: А на IPO вышли обе компании: и "Яндекс", и Mail.ru?

Клименко: Да. С разными успехами, но смысл тот же.

Арно: А есть какая-либо "инсайдерская" информация: что ему сейчас интересно и чем бы он хотел заниматься?

Клименко: Мы не настолько близки. Но я подозреваю, что уровень его амбиций достаточно велик для того, чтобы хотеть войти в историю, скажем, человеком типа Стива Джобса. Добьется он этого или нет - это второй вопрос. Он еще с 99-х годов целенаправленно шел к этому. На самом деле, на этом рынке победили те, кто смог опуститься и научиться разговаривать с программистами - это очень тяжелая задача.

Арно: Что будет с Mail.ru при Гришине?

Клименко: Будет развиваться. Компания, с одной стороны, собрана из разнородных кусочков, с другой - умудрилась превратиться в огромного монстра, захватившего огромные рекламные площади. Ежедневно Mail.ru посещают 50 миллионов человек. Если 3-5 лет назад можно было сказать, что у нас есть только "Яндекс" и никто не может составить ему конкуренцию, то сейчас видно, что Mail занимает очень достойную позицию.

Лобков: Я сижу на всех, которые ".com".

Клименко: Я сам вообще не пользуюсь Mail'ом.

Лобков: Я как-то туда весь переехал. У меня на Google почта хранится прекрасно.

Клименко: И я там же, да.

Лобков: Там мне не приходит какой-то мусор. Нет, там, конечно, тоже приходит мусор, но такого количества приглашений вступить в неизвестные группы, создать где-то мои миры - так мне свой бизнес не навязывает никто, кроме, теперь уже ушедшего, Мильнера. В Mail меня постоянно атакуют какие-то странные пришельцы. Тебя тоже?

Арно: Да. Все сбежали оттуда.

Клименко: Мы сейчас с вами ведем вопрос в аналогии с политикой. За МКАДом живет народ, да? Когда-то давно мы с "Яндексом" обсуждали, почему у них почта не очень хорошо идет, а наша сильно "прет". Да потому что она у вас чистенькая и без рекламы, а средний потребитель Mail - это девушка. Простите, конечно, вы же не обвините меня в сексизме?

Арно: Нет, это же абсолютно нормально.

Клименко: Это девушка, которой скучно и одиноко. Вы же знаете, что у нас в стране очень сложно с людьми общаться. Она заходит на "Яндекс" и ей никто не пишет.

Арно: А на Mail есть чаты!

Клименко: Да. А тут она зашла в почту Mail.ru: справа - гороскопы, слева - Мой Мир, сверху еще что-то. И спам. И она счастлива. Понимаете, это важный вопрос, который тоже надо понимать. Это вопрос управления - здесь ничего плохого или хорошего нет.

Лобков: Честно говоря, я думал, что когда я беру зубные щетки - я хочу, чтобы они чистила зубы, а не ботинки.

Клименко: Знаете, вы - журналист, а есть продавцы. Продавцы поспорили бы с вами: чтобы продать товар - его, самое главное, нужно красиво упаковать. И вы его купите - вы купите зубную щетку, вы купите электрическую зубную щетку.

Мы как-то ушли от интернета, но смысл в том, что Mail - это определенная модель со своими определенными деталями. Есть, например, Mail.ru Агент, а пользователи, допустим, ICQ очень долго "кривились". На самом деле, для рекламодателя лучшая аудитория - это домохозяйки. Рекламодателю пользователи Facebook и Gmail не нужны - они слишком умны. Вы слишком умны, я слишком умен - я, когда читаю рекламу, понимаю, что мне это все не нужно.

А рекламодателю нужно, чтобы человек увидел рекламу и пошел сразу покупать. С этой точки зрения, как рекламная площадка Mail приносит большую прибыль. Рекламные доходы Mail'а выше, чем у "Яндекса".

Лобков: Это понятно. Компания McDonald's богаче, чем Ferrari. Дело-то в том, что это продукты совершенно разного качества.

Клименко: Люди же не мрут. Это мы, поев свежий стейк, смотрим на человека, который ест БигМак и говорим: "Ну как же ты, как же ты так можешь". А на самом же деле так вся страна живет.

Лобков: То есть Мильнер - это такой человек, который знает аудиторию и знает, на что ему рассчитывать в этой стране, да? А в Америке он будет делать совершенно другие вещи.

Клименко: Он доказал, что может купить долю в Facebook, в Twitter.

Лобков: 8%?

Клименко: Да. Совместно с Усмановым и другими - мы сейчас не разберемся в хитросплетениях кто и чем владеет. Но провести переговоры и купить русскому человеку из русской компании, к которой в общем-то не самое лояльное отношение, убедить и провести все эти сделки - это, конечно, большое достижение. Я думаю, что опыт работы на международном рынке он получил. И действительно интересно понаблюдать за тем, что будет дальше.

Лобков: Спасибо.