За последние пять лет афганские полицейские и военные совершили множество таких нападений и убили 77 человек. Это происходит по разным причинам, но афганские специалисты уже обратили внимание на некоторые тенденции. Если, например, отпустить военнослужащего в увольнение и отправить его домой куда-нибудь на пакистанскую границу, есть большой шанс, что он вернется оттуда с желанием убивать американцев. Так случилось, например, в апреле прошлого года, когда в аэропорту Кабула полковник ВВС Афганистана расстрелял девятерых американских граждан. Следователям не удалось найти каких-то связей между ним и «Талибаном».
Но иногда талибы все-таки вербуют солдат. Это одна из версий вчерашнего инцидента в провинции Кандагар, где офицер полиции открыл огонь по войскам коалиции и убил двух албанских служащих.
Бороться с этим предлагается следующим образом. На хвост каждому солдату посадят агента Национального управления безопасности. Агенты будут следить за новобранцами все время – с момента его поступления на службу, во время тренировок, и на боевом посту.
Планируется использовать для этого и агентов в форме, и завербованных полицейских и солдат, которые будут сообщать о своих подозрениях куда надо. В идеале планируется следить за служащими и когда они находятся в увольнении, то есть когда уезжают домой. Но это вообще, кажется, из разряда фантастики.
Все-таки, если кто-то собирается совершить убийство, тем более заказное, он старается никому об этом не рассказывать. И вообще вести себя так, будто ничего и не задумал. Вероятно, афганское правительство просто пытается найти хоть какие-то способы побороться за влияние с талибами. Или попросту хочет осваивать бюджет новыми средствами. Главный вопрос – впрочем, здесь другой. И у меня нет на него ответа. Вопрос этот – кто же будет следить за теми, кто следит?