Дело полковника Михаила Головатова дошло до Евросоюза и НАТО. Бывший командир группы Альфа Михаил Головатов в 91-ом командовал захватом телецентра в Вильнюсе. В конце прошлой недели его задержали автрийские власти - по требованию Литвы, где его хотят судить за убийство 13-ти человек.
Но вскоре отпустили в Россию. Чем сильно разозлили Вильнюс. В результате сегодня сперва Литва отозвала из Австрии своего посла. А затем - обратилась за помощью к НАТО и ЕС. Уже давно литовские власти ведут международный розыск участников событий 20-тилетней давности. На их задержание выданы европейские ордера.
Михаил Головатов в Латвии считается едва ли не главным фигурантом дела о штурме вильнюсского телецентра. Его уже давно хотят видеть там на скамье подсудимых, но командира спецподразделения, пусть даже и бывшего, поймать не так легко.
В октябре прошлого года генпрокуратура выдала общеевропейский ордер на арест Голованова, и когда стало известно о его задержании в аэропорту Вены, литовские власти тут же отреагировали и выслали в Вену материалы почти двадцатилетнего расследования.
Для Вильнюса это был момент истины. События 13 января 91-ого там воспринимаются как настоящая война за независимость – со своими героями и предателями. К тому моменту Литовская республика уже де-факто отсоединилась от Советского союза, и не принимала никаких указаний из Кремля. Несколько месяцев в государстве сохранялось двоевластие, но все решения принимал глава Верховного совета Витаутас Ландсбергис.
Однако в начале января в Литву были переброшены бойцы спецподразделения "Альфа", Псковской дивизии ВДВ и других частей. Вооруженные автоматами, войска на танках вошли в Вильнюс и взяли под свой контроль несколько зданий – телефонный узел, например. Башню телецентра вышли охранять несколько тысяч человек. И 13 числа десантники и бойцы "Альфы" взяли ее штурмом. Ими как раз и командовал Михаил Головатов. При этом 14 человек погибли.
Что именно произошло в тот день, до сих пор не до конца ясно. Бойцы Альфы, уверяют, что заряжали оружие холостыми. Михаил Горбачев после протеста европейских государств предпочел вообще от всего откреститься и заявил, что никто из Кремля не отправлял войска в Литву.
Как бы то ни было, литовские следователи для себя все разъяснили. Они установили виновность 23 человек – среди них советский министр обороны Дмитрий Язов, председатель КГБ Владимир Крючков, члены литовского ЦК и, конечно же, исполнители – то есть бойцы и командиры Альфы.
Поэтому когда в руках австрийских пограничников оказался Михаил Головатов, Литва сделала все, чтобы добиться его экстрадиции. Однако Австрия продержала подозреваемого под стражей меньше суток, а потом дала ему свободно вылететь в Москву.
Это вызвало гнев литовских властей и язвительные комментарии политологов. Литва даже отозвала своего посла в Австрии "для консультаций". Ну а Вена объяснила свое решение тем, что литовский ордер на арест Головатова был заполнен неправильно и не давал, собственно, повода для ареста. Есть неподтвержденные данные о том, что в освобождении Головатова активно участвовал российский МИД и прокуратура. Неназванный источник в министерстве иностранных дел, например, рассказал "Коммерсанту", что в Вену отправляли демарши, в которых дело Головатова называли политизированным. Они это проанализировали и сделали вывод, - цитирует издание.
На связи со студией Денис Тарасенко - зам главного редактора "Литовский курьер".
Арно: Как реагирует пресса, политики, простые граждане на невыдачу Головатова вашей стране?
Тарасенко: На самом деле, сегодня в Вильнюсе лично у меня на памяти это второй такой случай. У нас было несколько лет назад достаточно скандальная история с секретными тюрьмами ЦРУ, и вот это, пожалуй, такой же громкий случай, когда эмоции просто идут через край. Наши политики, власти сегодня соревнуются по поводу того, кто более жестче отреагирует на те события, которые начались в четверг-пятницу и закончились в субботу. В общем, сравнивается с тем, что как, собственно, Европа бы реагировала, если бы завтра был бы отпущен Радко Младич. Это сказал министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. Его коллеги по литовскому парламенту говорили еще более жестко о том, что было бы, если бы точно также был пойман и освобожден Усама бен Ладен. То есть на самом деле все закончилось стихийными митингами около посольства Австрии. В общем, среди такого почти мертвого летнего сезона это событие, которое произошло, внесло такую струю. На самом деле, это, конечно же, главная тема сейчас как для журналистов, так и для обозревателей, политологов и всех остальных
Казнин: А вообще готов Вильнюс конфликтовать с Европой? Все-таки это нетипичный случай.
Тарасенко: Это нетипичный случай. Сегодня это было названо опасным прецедентом. Это опять же сказал глава МИД Литвы, потому что, в общем-то, литовская сторона настаивает на том, что все процедурные моменты были исполнены идеально. То есть если, скажем, совсем уже дотошно говорить, то только 14 числа Головатов был задержан в Австрии, и 15 числа в 10 утра Литва получила это заявление о том, что Головатов задержан и австрийская сторона просит дополнительной информации. И уже 15 числа, в этот же день, в обед, по утверждению литовской прокуратуры, абсолютно вся информация не только на английском языке, но и переведенная на немецкий язык, была передана австрийской стороне. Причем, и по электронной почте, и по факсам, и по системе единой шенгенской зоны, когда ищут преступников. Якобы, по утверждению литовской стороны, больше сказать нечего, сказано абсолютно все, дело действительно давнее, оно содержит какое-то безумное количество томов. И вот эта выжимка была отослана в Вену, есть подтверждение, что они все это получили, и 16 числа в 5 утра 39 минут вдруг появляется у литовской стороны известие, официальное сообщение австрийских властей о том, что задержание Головатова не было продлено из-за нехватки информации, и он отпущен на свободу. Сейчас вся суть в том, что как могло не быть информации, если, по утверждению литовской стороны, литовских официальных властей, информация была просто исчерпывающая. Вот на этом зиждется этот прецедент и непонимание литовских властей, как это произошло. Сейчас же последствия могут быть самые разные. Сегодня у нас было много экстренных совещаний, и было совещание у президента Литвы с присутствием и представителей прокуратуры, и спецслужб, и министерства иностранных дел. В полдень было совещание в парламенте комитета по международным отношениям, где, в общем-то, рассматривались два текста резолюции – один очень жесткий, там, где предлагалось не просто разорвать отношения с Австрией или заморозить их, в том числе и стремиться наложить некие политические санкции и отстранить Австрию от управления различными процессами в Евросоюзе. Чем закончится эта история, уже покажет будущее, но вот сегодня был достаточно такой эмоциональный день.