В своем Twitter Наталья Синдеева выложила скан документа, поступившего в редакцию, и сообщила, что юристы телеканала уже готовят свой ответ. В запросе прокуратура требует предоставить информацию об источниках финансирования трансляции митингов «За честные выборы», которые прошли в прошлом декабре в Москве. Инициатором этой проверки, как следует из документа, выступил депутат Госдуму Роберт Шлегель.
Наталья Синдеева пригласила парламентария в прямой эфир, где он лично мог бы получить ответы на все интересующие его вопросы. Однако Шлегель отказался, сославшись на плотный график, но по телефону беседовал весьма охотно. Так он рассказал, что на самом деле его интересует не столько деятельность «Дождя», сколько на чьи деньги проводились митинги «За честные выборы». Сам же «Дождь» он причисляет фактически к соорганизаторам этих акций.
Шлегель: В самом запросе содержится вопрос о том, на какие деньги финансировались как сами мероприятия, так и трансляция ДОЖДЯ. Почему конкретно ДОЖДЯ в этой ситуации? Потому что ДОЖДЬ выступал фактически в роли основного технического, если угодно, транслятора. Меня интересует вопрос о том, являетесь ли вы фактически в какой-то степени соорганизаторами этой активности. Вообще, в целом, эта активность, она финансируется из РФ или из средств каких-то иных, может быть, фондов американских и всего остального? Если вы помните ситуацию месяц назад, то вокруг этого было очень много различных разговоров. Оттуда возник этот вопрос. Я его задал и, собственно, жду на него ответа.
Шлегель также пояснил, что просил проверить также финансирование ряда интернет СМИ, которые также вели трансляцию с митингов. Странным такую позицию посчитал координатор проекта «Ридус» Илья Варламов. Его портал также вел трансляцию акций, но пока проблем с прокуратурой у него не возникало. Варламов подчеркнул, что вести трансляцию в интернете сейчас может практически каждый.
Варламов: Мне кажется, выглядит это очень смешно. Я не знаю, как они эту ситуацию вывернут, выставят, потому что многие вещи, которые у нас власть инициирует, они смешно выглядят только в начале, потом все становится уже серьезно. И я не очень понимаю, почему привязались именно к СМИ и к трансляциям, потому что все кто сколько-то разбирается в технологиях, они понимают, что это не требует каких-то особенных затрат и подготовки. Сейчас движение людей, которые ведут он-лайн трансляции, оно все больше набирает популярность. В последние дни в сети уже можно было найти там 30-50 уже ссылок на разные каналы и люди в своих мобильных телефонах ведут он-лайн трансляции.
Стоит отметить, что помимо портала «Ридус» прямая трансляция митингов на Болотной и Сахарова также велась на сайте государственного информационного агентства «РИА Новости», «Радио Свободы» и ещё ряда ресурсов. Материалы с них активно использовались в эфире «Дождя» 10 декабря. Тогда телеканал вообще не вел прямой трансляции с этой акции, в отличие митинга на Сахарова. 24 декабря желающих освещать акцию в прямом эфире среди СМИ появилось значительно больше.
Трансляцию у себя на сайте вело издание «Московские новости». В блогах на сайте «Эха Москвы» также любой желающий мог смотреть за происходящим на проспекте Сахарова. Однако прокуратуру, по всей видимости, пока не интересует, кто финансировал и финансировал ли вообще эти трансляции в других СМИ.
Фишман: С нами в студии главный редактор ДОЖДя Михаил Зыгарь.
Арно: Тоже недоволен действиями Шлегеля.
Зыгарь: Удивили.
Фишман: Насколько я понял логику Шлегеля, то он причисляет ДОЖДЬ к организаторам акции на Болотной, и на проспекте Сахарова, и поэтому, то есть, его такая логика, значит, с них, наверное, спрос какой-то особый, и поэтому давайте рассказывайте, откуда?
Зыгарь: Смотри, насколько я понимаю, в запросе об этом не написано. Об этом он, по крайней мере, пишет в Twitter. В Twitter он пишет, что фактически ДОЖДЬ выступал соорганизатором, но в запросе депутатском он, в первую очередь, хочет разобраться с тем, из каких средств финансировались митинги, то есть, организация митингов. И так вопрошает: «Не на западные ли деньги?». Во-вторых, на какие деньги велись трансляции, тут он конкретизирует только чуть-чуть. Например, трансляция в сетевых СМИ, а также на телеканале ДОЖДЬ. То есть, из всех СМИ он выделяет поименно, называет только нас. Я должен, наверное, вы хотите сейчас меня спросить, на какие деньги работает телеканал ДОЖДЬ?
Арно: Да.
Зыгарь: Собственно, откуда берут деньги? Из тумбочки.
Фишман: На самом деле, у меня был бы вопрос другой, честно говоря, первый мой вопрос: на каких основаниях такого рода запросы в принципе могут отправляться в прокуратуру, а прокуратура может, соответственно, обращаться с ними к вам? То есть, почему предмет финансирования работы телеканала ДОЖДЬ является предметом, может являться предметом прокурорской проверки?
Зыгарь: Вообще мне кажется, источники финансирования хорошо известны налоговым органам, потому что телеканал, как любой хозяйствующий субъект, отчитывается перед налоговыми органами, прям от и до. Возможно, депутат Шлегель думает, что телевизионная трансляции - это очень дорогостоящее мероприятие. Депутат Шлегель не знает, например, что Болотная площадь находится совсем недалеко от «Красного Октября» и основным средством показа того, что было на Болотной 10 декабря, была наша погодная камера, которая стоит на крыше и с которой обычно включаются наши метеорологи. Вот с этой камеры отлично просматривается Болотная площадь. То есть, ничего не нужно было, даже вот даже две копейки не нужно было платить постановщику для перетаскивания камеры. Все уже готово.
Арно: А что говорят наши юристы? Наверняка уже какая-то консультация была, нам, наверное, оказана? Что-то нам грозит?
Зыгарь: Тут все очень просто и скучно. Просто мы должны отправить им с курьером, как указано в письме, учредительные документы, решение о том, что Наталья Синдеева назначена гендиректором телеканала, тоже им это интересно и, собственно, документы, говорящие о том, каким образом мы вели трансляцию. Например, договор с РИА «Новости» о том, что мы покупаем картинку для трансляции, для показа того, что происходит, например, на проспекте Сахарова. РИА «Новости» - не эксклюзивный партнер телеканала ДОЖДЬ, а наоборот, является источником для огромного количества СМИ, и тут как бы наша зависимость от РИА «Новости» в случае с проспектом Сахарова, была очень велика. А в случае с Болотной площадью я немножко не соглашусь с Володей Роменским, который сказал, что телеканал не вел никакой трансляции. Почему? У нас были сотрудники, которые при помощи своих мобильных телефонов тоже там показывали, что там происходит. Очень все примитивно и довольно дешево, и я думаю, что депутат Шлегель ошибается в оценке масштабов этих сумм. Это все очень просто.
Фишман: Ну что же, я так понимаю, что телеканал ДОЖДЬ никуда не денется, и будет следить за развитием событий.