О том, что «Газпром‑Медиа» потребовала досрочной отставки совета директоров «Эхо Москвы» и смены состава независимых директоров, в своем Twitter сообщил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. Позже он уточнил, что холдинг требует вывести его самого и его заместителя Владимира Варфоломеева из состава совета директоров. Добавил, что руководство холдинга не требовало его ухода из совета директоров: «Тут уж я сам ушел из СовДира. Еще раз ‑ вопрос об отставке главного редактора не ставится». А Владимир Варфоломеев в Facebook написал: «т.е. все эти наезды на нас в последние пару месяцев были явно не на пустом месте...».
До сих пор Венедиктову удавалась поддерживать хорошие отношения с властями. Он не раз встречался с Путиным. А 18 января премьер резко раскритиковал Алексея Венедиктова на встрече с главными редакторами.
Путин: Где же тогда она, если не здесь? Вообще это неприлично, мне так кажется. Кстати, вы за кого будете голосовать на выборах?
Венедиктов: Я с 1996 года не хожу на выборы, Владимир Владимирович.
Путин: А вы на меня обиделись, я чувствую?
Венедиктов: Да, я обиделся. Я потом скажу.
Путин: Зря. Я ведь не обижаюсь на вас, когда вы меня поливаете поносом с утра до вечера. Я два слова только сказал, а вы обиделись.
Венедиктов: Ну прекратите.
Путин: А я не шучу.
Пресс‑секретарь премьера РФ Дмитрий Песков уверен, что перестановки в совете директоров «Эха Москвы» не могут быть связаны с критикой в адрес радиостанции со стороны Владимира Путина, а объясняются, скорее всего, внутрикорпоративными изменениями.
Когда «Газпром-Медиа» собирал активы Гусинского, единственной частью, которая не была разрушена, стала радиостанция «Эхо Москвы». Там никого не поменяли. Венедиктову удалось договориться.
Медиахолдингу «Газпром‑Медиа» принадлежит 66% «Эха Москвы» с начала нулевых, после конфликта вокруг медиаимперии Гусинского, когда частная компания «Медиа‑Мост» стала собственностью госконцерна «Газпром». Тогда «Эхо Москвы» стало единственным медиа Гусинского, которое после перехода к «Газпрому» сохранила свою независимость. И до сих пор казалось, что холдинг действительно никак не редакционную политику радиостанции не влияет.
В 2002 году радиостанция «Эхо Москвы» создала дочернюю компанию «Арсенал» как раз на случай смены руководства «Эха» и изменения вещательной политики. «Арсенал» несколько лет работал параллельно с «Эхом Москвы», но потом его продали.
Сейчас на его базе – «Бизнес ФМ». То есть Венедиктов теоретически мог уйти в свободное плавание, но сам, по сути, сжег пути к отступлению.
Вот и Венедиктов сегодня вновь напомнил, что за редакционную политику отвечает главред, а не совет директоров, дав тем самым понять, что она не изменится. Председателем совета директоров «Эха Москвы» является гендиректор «Газпром‑Медиа» Николай Сенкевич. Комментариями «Газпром‑Медиа» РИА «Новости» пока не располагает. Но независимый директор «Эхо Москвы», научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что все гораздо хуже, чем кажется. Хотя бы потому, что Венедиктов уже давно знал об этом требовании «Газпром-Медиа».
Ясин: Следующие два года, когда у него заключен контракт с коллективом, а дальше его позиции, естественно, будут пересматриваться. Так что трудно сейчас сказать. Но факт остается фактом, что Венедиктов, с этими предложениями был знаком давно, по крайней мере, месяц-полтора, сейчас вынужден был выступить публично. Трактуйте сами.
Кроме того, сегодня на сайте «Эха» появилось открытое письмо. «Журналисты‑акционеры радиостанции «Эха Москвы» (34% голосующих акций) выражают свое недоумение этим решением. Ведь годовое собрание, где планово должен сменяться СД, должно пройти в июне, и подобная спешка нуждается в объяснении. Мы выражаем сожаление, что в результате этих событий Совет Директоров вынуждены покинуть два независимых директора – А.Маковский и Е.Ясин, которые 11 лет помогали развиваться «Эху Москвы». Мы считаем, что их удаление из состава Совета Директоров является несправедливым. Мы намерены инициировать изменения устава радиостанции, где собираемся создать Наблюдательный (Общественный) совет во главе с Александром Маковским и Евгением Ясиным, чтобы они смогли продолжить свою работу по развитию «Эха»».