Сегодня организация Anonymous нанесла свой удар по главе Сирии Башару Асаду. Они взломали почтовые ящики представителей администрации президента Сирии и опубликовали переписку, связанную с его подготовкой к интервью с американским телеканалом ABC. Многие почтовые ящики представителей президентской администрации были защищены простейшим паролем 12345.
Российские члены организации Anonymous предупреждают, что они тоже не собираются останавливаться на Якеменко и Потупчик и займутся чиновниками более высокого ранга. Корреспондент интернет‑издания «Газета.ру» Григорий Туманов пообщался с российской веткой Anonymous. Узнали у него, кто следующий.
Лобков: Григорий, как вы с ними общались, если они анонимные? Вы уверены, что это были именно они? Вы видели их лица, слышали их голоса, или это были только буквы на экране?
Туманов: Это была переписка. У меня был, скажем так, ряд косвенных каких-то аргументов в пользу того, что это те самые люди. Если смотреть вот этот Twitter, в котором впервые появились все ссылки на различные торрент-трекеры, на которых были выложены архивы с почты Потупчик, Якеменко, и всех остальных, он появился, если не ошибаюсь, весной. Появлялись эти ссылки первыми там.
Лобков: В их числе был Навальный, но это были не они, да?
Туманов: Нет, это были не они, совершенно. Параллельно на разных, так называемых имидж-блогах - это формы, практически с принудительной анонимностью…
Лобков: Хакерских?
Туманов: Не только хакерские. Нет, там сидят и школьники, которые постят картинки с голыми женщинами, кто угодно сидит. Но да, там есть определенная культура, скажем так, Anonymous - это такая абсолютно горизонтальная сеть.
Лобков: А что это вообще? Это что, Аль-Каида такая компьютерная сегодня?
Туманов: Нет, я бы не сказал, что это какая-то Аль-Каида. Да, это можно назвать в какой-то степени субкультурой, наверное, но…
Писпанен: Но это же тоже похоже на WikiLeaks тот же самый?
Туманов: Это да. То есть, в принципе в WikiLeaks тоже какую-то роль сыграли и эти люди, в том числе.
Лобков: Скажите, а они сказали вам кто будет следующим после Потупчик и Якеменко?
Туманов: Конкретно следующих они не называли. Мы им перечисляли рад фамилий из президентской администрации, они действительно не исключают ни Суркова, ни того же самого Володина.
Лобков: Неужели у них у всех незащищенная почта? Я много раз бывал в Кремле, и там у всех компьютеры, там написано: «Защищено Федеральной службой охраны». То есть, там столько файрволов, столько порогов доступа, что мне кажется, что взломать это невозможно. Или члены президентской администрации, члены правительства так избаловались, что постоянно выходят в незащищенную почту со своим карманных телефонов?
Туманов: Вы знаете, если смотреть на историю с Якеменко и Потупчик… Вот мы сегодня знали о том, что они обсуждали какие-то DDoS-атаки на «Коммерсантъ». Вообще-то это общеуголовное преступление. Эти люди, на минуточку, обсуждали это в сервисе mail.ru. Я ничего не говорю про защиту mail.ru, но просто мне казалось, что такие вещи, если уж ты планируешь какую-то непонятную историю, ты обсуждаешь лично.
Писпанен: Уголовную, давайте будем честными.
Туманов: Давайте ее будем называть уголовной, действительно. Я не знаю, причастны к этому сейчас Потупчик или нет, но они этот факт обсуждали.
Лобков: Хорошо. А политические убеждения какие-то излагали эти анонимы? То есть, они за кого и против кого? То есть, кого они будут ломать, а кого не будут ломать?
Туманов: Вы понимаете, в чем история - это такие антисистемщики в какой-то степени. Я имею в виду, против государства, которые отличаются теми или иными какими-то тоталитарными чертами.
Писпанен: То есть, это все-таки идейные действия?
Туманов: Это идейные ребята, безусловно. Но они говорят, что политика им не интересна, что у них есть все политические взгляды, какие только могут быть.
Лобков: Филиппа Киркорова, например, они будут?
Туманов: Я сильно сомневаюсь, вряд ли…
Лобков: Не хочу подсказать. Филипп Бедросович, будьте особенно осторожны, но…
Писпанен: Скажите, Григорий, они это делают исключительно по идейным соображениям и ни в коем случае не за деньги?
Туманов: Нет.
Писпанен: Ведь можно же заподозрить и такое.
Туманов: Мне кажется, это делается не под браузером «Anonymous», во всяком случае.
Писпанен: Для кого-то они Anonymous, а для кого-то они Вася Иванов, и с Васей Ивановым можно заключить контракт.
Писпанен: Хакеры, в общем, неплохо зарабатывают во всем мире.
Туманов: Безусловно, но, бренд... Это как черный блог анархический, допустим.
Лобков: Был черный мальчик таинственный, хакер, который по Питеру ездил на «Мерседесе» с узнаваемыми номерами и ломал почту Навального, насколько я понимаю, и он почти не скрывался, это правда?
Туманов: Почему нет? Проблема в том, что мы не можем знать, сколько... Как они говорят: имя нам легион. И мы не знаем, кто эти люди, сколько их сейчас, где они живут. Они могут сидеть в Америке, они могут сидеть сейчас в этой студии, те, кто ломал почту той же Потупчик…
Лобков: Скажите, вы так вот поняли, они в России находятся или не в России?
Туманов: Они писали мне с почты, зарегистрированной в сети TOR. Это закрытая, можно сказать, что это какая-то подсеть, где как раз сидят вот все эти люди.
Лобков: И IP-адрес, то есть их местоположение вы, обладающий компьютерным знанием, проследить не можете?
Туманов: Нет. Я не могу. Я не обладаю, конечно, такими знаниями.
Лобков: Это от Антарктики до Антарктиды?
Писпанен: С другой стороны, давайте все-таки согласимся с тем, что вместе с развитием киберпреступности развиваются и специальные службы, которые научаются их ловить. И поэтому, конечно, в общем, они должны понимать, что в любой момент их могут поймать и привлечь к некой ответственности, будь то уголовная, либо административная, смотря, что натворят.
Туманов: Пока не слышал о привлечении, у нас, во всяком случае, человека, который выступал под брендом Anonymous.
Писпанен: Вот вы с ними общались, они вообще это понимают, что в принципе, это…
Туманов: Они понимают, но понятно, что там есть определенная бравада.
Лобков: В чем был интерес дать вам интервью? Потому что я знаю, что домогаются их практически все, вот вам удалось. Им нужна реклама?
Туманов: Да вы понимаете, тут смешно получилось. По-моему, мы первые, кто это сделал, просто попытался взять у них интервью. Написали им в Twitter: «Привет, ребята. Газета.ру хочет взять у вас интервью». Они меня зафолловили.
Писпанен: По-английски?
Туманов: Нет, по-русски. Это же русская часть. Есть же разветвленная сетка, она в каждой стране.
Лобков: И Башара Асада тоже - 12345…
Туманов: Это могли быть и русские, и американцы и так далее, просто вопрос, какое крыло может взять на себя ответственность. Я, честно говоря, не смотрел.