В конце января Верховный суд отменил свое же решение о ликвидации партии. Владимир Рыжков добился этого с помощью Европейского суда по правам человека. Суд признал, что установленные для партий критерии о необходимой численности были трудновыполнимы. И Верховный суд согласился с европейским.
Напротив, Минюст по-прежнему считает, что партию Рыжкова нельзя регистрировать. Почему Минюст так настойчив, узнали у лидера Республиканской партии Владимира Рыжкова.
Писпанен: Владимир, здравствуйте. Ну что же, получается, мы рано с вами радовались?
Рыжков: Да, вы знаете, это какая-то просто жесть. Вы знаете, такое есть выражение: жесть. Это комедия абсурда, замешанная на изрядной доли цинизма. То есть, пять лет назад товарищи из Минюста нас ликвидировали, спустя пять лет Европейский суд признал, что это было незаконно, 23 января с этим согласился Верховный суд России, а Минюст говорит: «А вот вам, ребята, дулю, фигу вам. Я опять буду требовать закрытия вашей партии». И сегодня он опротестовал решение Верховного суда по новой. То есть, у нас хотят отрубить нашу голову второй раз. Это абсолютный абсурд, потому что…
Писпанен: Опять вырастит голова.
Лобков: Владимир, у меня, честно говоря…
Рыжков: Голова у нас, конечно, вырастит, потому что мы люди живучие, закаленные. Я вообще сибиряк. Меня, как говорил Остап Бендер, не напугаешь простым финским ножом. Но понимаете, само по себе это настолько абсурдная ситуация, когда Европейский суд говорит: «Незаконно ликвидировали», российский суд говорит: «Незаконно ликвидировали», а Минюст говорит: «А все равно мы вас ликвидируем».
Лобков: Владимир, извините, вы выступали на митингах и позиция ваша, в общем, ясна, что у нас нет независимых судов.
Рыжков: Абсолютно.
Лобков: Но, с другой стороны, у нас нет независимых Минюстов. Почему же тогда, вы можете объяснить, независимость чего сработала: независимость судов от вертикали власти или независимость Минюстов от вертикали власти? Или что, уже вертикаль власти начала сама с собой бороться?
Рыжков: Вы знаете, я вообще с уважением отнесся к решению Николая Толчеева - это судья Верховного суда, - который отменил свое же личное решение пятилетней давности. Он поступил в строгом соответствии с законом. Он сказал: «Ну, раз Европейский суд признал мое решение незаконным, я его обменяю». То есть, к суду у меня в данном случае, претензий нет никаких, но у меня масса претензий к господину Коновалову, министру юстиции, который опять хочет закрыть нашу партию несчастную, которую пять лет назад закрыли незаконно, и открыто идет против решения Европейского суда по правам человека. И особенно комично на все это смотрит на фоне разговоров сегодняшних, что Медведев хочет встретиться с лидерами незарегистрированных партий…
Лобков: Вот скажите, вам он прислал приглашение?
Рыжков: Слушайте, на кой ляд нам встречаться с господином Медведевым, если его прямой подчиненный - господин Коновалов - продолжает гнуть прежнюю незаконную линию?
Лобков: Владимир, вас пригласил Медведев на встречу?
Рыжков: Нет, не пригласил. Видимо он просто в страхе находится оттого, что я ему просто прямо скажу, что «господин Медведев, вы разберитесь у себя вообще в своем хозяйстве. Вы что хотите: или вы хотите регистрировать оппозиционные партии - тогда снимайте господина Коновалова, или вы просто комедию ломаете - то зачем нам в этом участвовать?».
Писпанен: Ну, а если пришлет приглашение, вы пойдете поговорить с ним об этом?
Рыжков: Обязательно пойду с тремя целями, я сегодня уже об этом сказал. Во-первых, я ему лично передам список политзаключенных, который был сегодня передан в его администрацию. Во-вторых, я ему лично передам пять требований Болотной, Сахарова и Якиманки и предложу ему немедленно создать рабочую группу по реализации этих требований. И, в-третьих, я ему скажу: «Господин Медведев, зарегистрировать оппозиционные партии - это один щелчок вашего пальца. Так вы определитесь, или вы комедию ломаете, или вы на самом деле хотите нас зарегистрировать». Потому что РПР можно зарегистрировать завтра, если будет такая команда Коновалову. ПАРНАС можно зарегистрировать завтра, если будет такая команда Коновалову. Потому что даже по ПАРНАСу еще идут суды, инициированные Минюстом.