Эта идея принадлежит Президентскому совету по правам человека. Организация предложила президенту, нынешнему или будущему, принять меры в отношении большого числа лиц. Институт составил список из тридцати человек.
В список вошли 5 ученых, 12 человек, обвинения которых связаны с предпринимательской деятельностью, 5 человек по вызывающим сомнения обвинениям в причастности к терроризму, 8 человек, осужденных в связи с их гражданской активностью и протестной деятельностью. В последнюю группу вошла Таисия Осипова, член «Другой России», которую приговорили к десяти годам тюрьмы. Правозащитники предлагают пересмотреть их дела и, возможно, помиловать, но без условия признания их вины и личного обращения к президенту. По словам Михаила Федотова, главы Президентского совета по правам человека, Конституция разрешает президенту помиловать человека, даже если он того не просит.
Федотов: Это касается права президента осуществлять помилование. Такой нормы мы в законодательстве не видим, потому что есть норма в Конституции, где сказано, что президент Российской Федерации осуществляет помилование и никаких ограничений в отношении того, как он осуществляет помилование, ни Конституцией, ни законами не установлено. Поэтому, по мнению Совета, президент вправе осуществлять помилование любого лица, которое осуждено на территории Российской Федерации.
Михаил Федотов также заявил, что если президент захочет помиловать кого-то, то человеку не нужно признавать свою вину. И это очень важно, поскольку многие отказываются признавать себя виновными и просить помилования – так, например, поступает Таисия Осипова.
Кроме того, рабочая группа предлагает также амнистировать лиц, которые не совершали насильственных преступлений, в том числе осужденных по экономическим статьям, несовершеннолетних и инвалидов.
Удивительное совпадение, но сегодня на форуме «Тройка Диалог» выступал премьер Путин, который пообещал убрать из законодательства России все положения, позволяющие заводить против бизнеса уголовные дела по любому поводу. Собственно, именно этого и требует Президентский совет по правам человека.