Пиво, вино и другие слабоалкогольные напитки попадут под запрет, новую поправку к закону о производстве и обороте алкоголя Госдума планирует принять уже на этой неделе.
Причем, к крепким спиртным решили приравнять все напитки, в которых алкоголя больше, чем 0,5%. В интернете появилась информация, что в список запрещенных попадут кефир и квас, ведь в них может содержаться до 2% спирта.
Правда, сегодня "Росалкоголь" уже опроверг эту информации. В соответствии с действующим законодательством квас является безалкогольным напитком, а в новой поправке он попадет в отдельный список спиртосодержащих, туда же войдут кефир и некоторые кондитерские изделия.
Больше всего вопрос продуктов, в которых есть алкоголь, взволновал автомобилистов, ведь получается, что квас официально не алкоголь, но за руль после него не сядешь. Помощник президента Аркадий Дворкович в своем твиттере одним из первых опроверг информацию о запрете кваса, но позже добавил: "Мое сообщение про квас касается не вождения автомобиля, а правил продажи".
Можно ли пить квас водителям - обсуждаем с главой подкомитета Госдумы по госрегулированию алкогольного рынка Виктором Звагельским.
Малыхина: Вы пришли к нам на квас практически.
Звагельский: Как я узнал, я пришел на алкогольный напиток.
Казнин: А была ли опасность, что квас и кефир тоже запретят?
Звагельский: Я с утра злился по поводу того, что я читал, потому что я понимал, что, наверное, более важного информационного повода в России нет, чем думать о том, насколько квас у нас алкогольный, теперь я уже смеюсь. На самом деле, если мы говорим о том, что это какая-то умышленная провокация, это комплимент тем, кто это делает. Никакого отношения ни квас, ни кефир, ни кумыс к алкоголю не имели и иметь не будут. То, что мы сейчас в новой редакции закона делаем так, что у нас вся алкогольная продукция становится той продукцией, которая более 0,5%, это совершенно естественно, мы здесь гармонизируем наши законы с тем, что есть в Таможенном союзе, в ЕС, во всех цивилизованных, полуцивилизованных и даже нецивилизованных странах. При этом мы говорим специально для тех, кто делает вид, что они ничего не понимают, мы говорим о том, что мы эту норму вводим. Мало того, что мы вводим ее с июля 2012 года, мы говорим о том, что до этого правительство для этих непонятливых людей и организаций специально пропишет, что не является алкогольным напитком. Что туда не попадает ни квас, ни кумыс и все еже с ними, напитки, которые могут сдержать этиловый спирт, который появляется в процессе естественного брожения.
Казнин: А конфеты с коньяком?
Звагельский: Соответственно все тоже самое. Все, что у нас попадает под кондитерские изделия, даже если там налит коньяк или водка или что-то еще, это, естественно, никакого отношения. Эти изделия не попадают под разряд алкогольных напитков. Я, конечно, могу предположить такую утопическую ситуацию, что те компании, которые захотят как-то не платить налоги за алкогольную продукцию, будут выпускать огромные шоколадные конфеты двухлитровые, откусывать у них горло и выпивать.
Малыхина: Двухметровая «Аленка».
Звагельский: При этом, наверное, обламывать государство регулярно. Насчет «Аленки» не знаю, «Иванушка» больше подойдет, если мы говорим про горло. Поэтому, конечно, такая ситуация теоретически возможна. Если мы увидим на прилавках огромное количество таких здоровых «Аленушек» или «Иванушек», мы будем, конечно, тоже с этим бороться. Ока это из области фантастики, как и приравнивание кваса к алкоголю.
Казнин: Почему решили запретить не конкретные напитки, а все до 0,5?
Звагельский: Я уже про это говорил. Это связано с тем, что сегодня все, что относится к таможенному регулированию в рамках Таможенного союза, все, что относится к таможенным тарифам, это все напитки, которые более 0,5%. Изначально предложение было, в частности, мое, поскольку я не буду лукавить и говорить, что практически все поправки мои, я хотел, чтобы туда опали напитки свыше 1,5%. Потому что тогда был вопрос про квас и другие напитки, его сняли сразу. Но опять же в связи с тем, что мы говорим о том, что наши собратья по Таможенному союзу, наши будущие, я надеюсь, собраться по ВТО – все признают, что алкоголь начинается с 0,5%. Кроме того, наши собратья-пивовары – как доморощенные, так и западные – официально говорят о том, что алкогольным пивом считается пиво свыше 0,5%, поскольку везде фигурирует цифры 0,5 и она законодательно везде закреплена, это совершенно естественно. Поэтому мы говорим про все напитки, которые попадают в эту категорию. Завтра будет изобретен еще какой-нибудь напиток, который попадет в эту когорту. Все остальные напитки, естественно, могут содержать алкоголь, поэтому я и говорю, что будет специальный перечень, который правительство должно составить до июля 2012 года. Но я думаю, что по поводу этого перечня мы все прекрасно понимаем, что это за перечень. Мы можем его составить в течение 5 минут. Это просто чисто формальная процедура, там будут написаны те напитки, которые попадают в эту когорту. Возможно, за это время будут изобретены какие-то еще напитки, типа кваса. Почему этого нет на Западе? Потому что на Западе не существует ни квасов, ни кумысов, ничего такого, и там напитки с очень маленькой концентрацией алкоголя, которые не подпадают ни под какую алкогольную когорту, их очень мало. Поэтому про них вообще никто не говорит. Мы их специально выделяем и говорим: «Товарищи-господа, пейте квас, ничего страшного с вами не будет».
Казнин: Естественно, как только эта информация появилась, в том числе про квас, кефир и кумыс, сразу возникли теории о том, что лоббируют Coca Cola и Pepsi Cola, которые выпускают свой химический квас, где нет вообще алкоголя. Потом появилась информация и мнение, что водочное лобби продвигает такие законопроекты, чтобы прижать пивников, которые тоже об этом часто говорят. И вас называют пивники водочным лоббистом.
Звагельский: Я уже это воспринимаю как комплимент.
Малыхина: Даже наши телезрители пишут.
Звагельский: Естественно.
Казнин: Почему естественно?
Звагельский: Потому что с чьей-то легкой руки это началось. Я сначала опять же тоже злился, теперь я тоже смеюсь. И понимаю, что пивное сообщество, которое наиболее консолидировано с точки своих лоббистских устремлений. Если мы говорим о том, что наш закон не принимался около 3 лет при всех положительных решениях всех инстанций, всех заинтересованных министерств и ведомств, это именно из-за того, что лоббизм действительно консолидирован. И основные нападки на меня, в частности, в СМИ заключались именно в этом, но это опять же для СМИ. Потому что кто-то, а уж пивные производители и продавцы лучше всех знаю, что, к сожалению или к счастью, в России ситуация следующая: что чем больше продается у нас пива, тем больше у нас продается водки. И единственные конкуренты для пивной отрасли – это производители вина, которые объективно или субъективно за счет засилья пива просто в России уничтожены. И за счет того, что реклама пива есть, а рекламы вина нет, здесь масса всего. К великому сожалению, еще раз повторюсь, водка и пиво в плохом смысле – это условно близнецы-братья, поэтому это делается специально, чтобы дискредитировать и меня как автора большинства законодательных антиалкогольных инициатив, ну и самое главное – чтобы затянуть принятие закона. Поэтому я к этому отношусь совершенно естественно, это нормальная борьба, которая не только к моей радости, но и к тому, что наконец-то мы получили реально нормально действующий закон, который, надеюсь, будет работать, пивное лобби, в том числе, и другие лобби проиграли.