Развод по-японски. Трагедия на Фукусиме заставила жителей страны восходящего солнца по-новому взглянуть на брак. Количество разводов с марта месяца увеличилось втрое. Теперь японцы больше думают о работе и восстановлении страны и у многих просто не осталось времени на семью.
Причем речь идет не о каждом юридическом расторжении брака, а именно о бракоразводной церемонии- модном в Японии способе разойтись друзьями. Сама церемония во многом напоминает свадьбу - фуршет, белое платье для невесты, кольца, но происходит все наоборот. После небольшого праздника, муж с женой в знак расторжения брачных уз разбивают кольца молотком. Минимальная стоимость красивого развода 690 долларов или 55.000 иен. Максимальная - ограничена фантазией супругов.
С нами в студии бывший посол РФ в Японии Александр Панов. Александр Николаевич, здравствуйте.
Казнин: Мы сейчас столько наговорили всего – это все правда?
Панов: Прежде всего, должен поблагодарить, что вы меня пригласили не обсуждать северные территории, а именно эту тему. Хотя, конечно, я должен сказать, что все это глупости. Я только что приехал из Японии. Тот сюжет, о котором вы говорили – это сюжет кинофильма, который недавно шел в Японии, как раз рассказывал о том, как это все происходило. Что касается разводов, то разводы, кстати, в Японии не очень модны.
Арно: А сейчас действительно после трагедии они увеличились?
Панов: Нет. Я вам скажу, что больше разводов как раз приходилось на начало этого века и были связаны с совсем другими обстоятельствами. Это было связано с тем, что те мужчины, которые делали настоящую Японию, работали, не покладая рук, с утра до ночи и приходили домой только поспать. Детей не видели, жену не видели, и уходили, в воскресенье им ни до чего не было дело. И вот теперь они вышли на пенсию, они возвращаются домой, и они чужие люди дома. Жены занимались своими делами, у них свои подруги. Если вы придете в ресторан японский, всегда увидите – сидят группа япоснких женщин пожилых, они весело общаются, выпивают, едят. Мужчины им уже не нужны. Когда появляется этот непонятный мужчина в доме, который что-то начинает требовать – готовить пищу, стирать ему носки, то это отторжение. Эта была действительно, и может, до сих пор, проблема, я это знаю точно, потому что я спрашивал у самих японцев, они подтверждали. Наш вице-президент компании вышел на пенсию, пришел домой. Жена ему говорит: «Ты вышел на пенсию? А деньги принес?». Обычно, когда выходят на пенсию, в Японии помимо того, что на счет кладут деньги, еще выдается значительная сумма денег наличными. Он говорит: «Ну конечно, вот 300-400 тысяч долларов я принес». Утром просыпается – ни жены, ни денег. Он в полицию, говорят: «Как же так, это ваша жена? А чего вы к нам приходите? Это ваши семейные разборки, тут мы ни причем». И действительно такие случаи достаточно широко были, они известны, мне о них тоже известно. Что касается молодежи, в Японии вообще выходят замуж и женятся достаточно поздно, средний возраст – 32-34 года. Надо нагуляться, насмотреться и т.д. Потому что все-таки семейные узы в Японии традиционно достаточно прочные. В принципе, раньше разводы вообще не практиковались в Японии, потому что женщина теряла все при разводе – и детей, и имущество, и фамилию она не могла получить новую. Это все оставалось за мужем. Это только в последнее время такие происходят вещи. А сейчас, я должен сказать, я приехал две недели назад, посмотрел, как японцы реагировали на катастрофу. Первая реакция в течение месяца – было очень грустно, все сочувствовали друг другу, считали, что не надо ходить в рестораны, веселиться, покупать роскошные вещи, в общем, сострадать. Прошло полтора месяца – все поменялось на 180 градусов: «А зачем это делать? А завтра у нас это произойдет – мы потеряем все. Чего же мы тут страдаем?». И вот когда я был, в рестораны войти невозможно, в магазинах все сметают. И количество свадеб, правильно. Мы организовывали одну выставку и не могли пробиться в зал, чтобы устроить, потому что все забито свадьбами. Я ходил по храмам, везде свадьбы, везде гуляют. Всегда бывает такое – что-то интересное вбросить. Японцы, конечно, экстремалы, в принципе. У них больше всего самоубийств – 35 тысяч в год самоубийц. Причем самое лучшее самоубийство – это в районе горы Фудзи. Там есть специальный лес, там всегда находят этих самоубийц, это красиво. Это навеяно этим фильмом, был такой фильм.
Арно: И голова лягушки там была?
Панов: Насчет головы лягушки не помню, но насчет того, что кольцо там разбивалось и деформировалось – это точно из фильма. Я сомневаюсь, что эти данные как-то связаны с Фукусимой и этими обстоятельствами.
Казнин: А правда, что в Японии очень большой процент измен со стороны женщин?
Панов: Женщин – не знаю, мужчины – это так.
Казнин: Мужчины – это естественно, понятно.
Панов: Это считалось всегда в Японии, даже не подвергалось сомнению, что это должно быть так. И гейши, и хостес – это все абсолютно так. Но если изменяют мужчины, значит, с кем-то они должны это делать.