Такая безоговорочная народная поддержка в итоге вышла боком. Президенту Казахстана постоянно приходилось отвечать на неудобные вопросы, и в 2010-ом, накануне председательства в ОБСЕ, Нурсултан Назарбаев подписал поправку к закону о выборах.
То есть нынешний меджлис выбирали уже по новым правилам. Партии должны были пройти семипроцентный барьер, чтобы оказаться в парламенте. А чтобы казуса 2007-го не повторилось придумали еще такой закон – если какая-то партия не набирает 7 процентов, но становиться второй, то все равно проходит.
В итоге барьер прошли аж три политических движения (но повторюсь, речь пока идет только об экзит-полах). Это, конечно, партия власти «Нур Отан». Это партия «Ак Жол», которой руководит бывший член «Нур Отан». И еще в парламент, видимо, попадут депутаты «Коммунистической народной партии Казахстана».
Власти страны гордятся такими результатами. Президент Назарбаев заявил: «Наша программа, наша предыдущая работа поддержана народом. Это были выборы беспрецедентные по честности, открытости и гласности». Один из советников Назарбаева рассказал газете «Коммерсантъ», что президент следил за событиями в России, видел митинг на Болотной и после этого распорядился в ход голосования не вмешиваться.
Впрочем, оппозиция в Казахстане считает, что нарушения были. Лидеры социал-демократической партии, которая набрала полтора процента, обещали вывести людей на улицы, потому что у них украли голоса.
Социал-демократы считают, что в парламент не прошло ни одного настоящего оппозиционера. Потому что партия «Ак Жол», которую поддерживают предприниматели и партия коммунистов – обе они лояльны президенту Назарбаеву, и их устраивает статус-кво. Советник президента Ермухамет Ертысбаев оценивает это как хороший признак.
Господин Ертысбаев сказал, что «строить парламент на непримиримом противостоянии бессмысленно – конструктивного сотрудничества не будет, будет этакий дискуссионный клуб, неэффективный во всех отношениях». Кажется, где-то мы уже это слышали.