Прямой эфир

В финансовом кризисе виноваты пенсионеры

Чай со слоном
1 028
11:54, 11.01.2012
ЧАЙ СО СЛОНОМ. Пенсионеры живут не по средствам, и это главная причина кризиса в Европе, констатирует ИК «Ренессанс Капитал». Пенсионные расходы России обсудили с Еленой Тофанюк, заместителем главного редактора Slon.ru.

В финансовом кризисе виноваты пенсионеры

Давлетгильдеев: Лена Тофанюк, заместитель главного редактора Slon.ru за нашим столом. Говорить мы будем о новой статье, которая появилась на сайте. Называется она «В финансовом кризисе виноваты пенсионеры». Чем же пенсионеры не угодили ИК «Ренессанс Капитал», которая и выпустила отчет под названиям «Когда мне стукнет 67», сейчас узнаем у Елены.

Тофанюк: Пенсионеры всегда во всем виноваты - это очевидно.

Давлетгильдеев: Тем, что они просто есть и сосут государственные деньги, в том числе наши деньги, налогоплательщиков?

Тофанюк: Тем, что им нужно давать пенсию.

Давлетгильдеев: Для того, чтобы оплачивать безбедную старость пенсионерам.

Тофанюк: Бедная или безбедная (у наших пенсия достаточно бедная), но это не снижает дефицит пенсионного фонда и не делает проблему…

Давлетгильдеев: Насколько я понимаю, речь идет не только о России, но и вообще о многих европейских странах?

Тофанюк: Да, это такая проблема, характерная, в общем, для всех стран. И связана она, я так понимаю, со снижением пенсионного возраста, которое некоторое время назад произошло, с ростом продолжительности жизни, соответственно, а также снижением рождаемости. То есть, получается, что работающих людей стало мало, а неработающих людей стало много. Кормить их надо много, хорошо, живут они долго и, в общем, получается, что в некоторых странах на одного пенсионера приходится два работающих. Этого недостаточно, мягко говоря.

Давлетгильдеев: А в Японии, насколько я понимаю, скоро будет и того меньше?

Тофанюк: Прогнозируется, что будет еще меньше, почти один к одному, а то и прогнозируют, есть прогнозы, что будет и меньше, если будет все также развиваться. Соответственно, все это ведет к росту дефицита пенсионных фондов, к огромным расходам, к огромным бюджетным расходам. И в условиях финансового кризиса еще тянет еще и экономику вниз. Не случайно же все, и Греция, и европейские страны, у них как только начинается кризис, начинаются кризисные явления, они начинают вести разговоры о том, что надо поднять пенсионный возраст, снизить социальные выплаты, снизить какие-то пенсионные обеспечения, тут же начинают люди выходить на улицы, естественно.

Давлетгильдеев: И протестовать.

Тофанюк: Да.

Давлетгильдеев: Решение одно у таких проблем – это только повышение пенсионного возраста? Вот для России, насколько я понимаю из заголовка, «Ренессанс Капитал» советует повышать пенсионный возраст до 67 лет?

Тофанюк: Да. Видимо, решение какой-то проблемы есть, но пока оно не найдено в публичном поле и наиболее часто обсуждаемое предложение - это повышение пенсионного возраста и в России об этом тоже многократно говорили. Вы помните все те дискуссии в прошлом году, когда вначале выходит Кудрин и говорит: «Повышаю пенсионный возраст», потом выходит Путин: «Нет, никогда». И вот так все это продолжалось.

Давлетгильдеев: Пока у нас Путин, у нас повышения пенсионного возраста не стоит, насколько я понимаю, тем более в этом году, с учетом президентских выборов?

Тофанюк: Да. Эксперты считают и аналитики «Ренессанс Капитал», кстати, не только они, у многих есть такое мнение, что Путин - тормоз пенсионной реформы, потому что, когда он переизберется, мы не сможем провести ни пенсионную реформу, ни увеличить пенсионный возраст, ничего, потому что он просто не пойдет на такие непопулярные меры без серьезных на то оснований. Естественно, если в стране будут какие-то дефолтные, близкие к дефолтным ситуации, что, конечно, маловероятно, то просто другого выхода не будет. В такой ситуации, спокойной, тем более, пока высокие цены на энергоносители мы имеем, а мы видим и в Иране какое-то развитие ситуации, это дает нам новую надежду на то, что в сфере газа будет все хорошо…

Давлетгильдеев: По крайней мере, в ближайший год будет все в порядке.

Тофанюк: Но экономисты посчитали, что если до 30-го года не провести реформу, то в итоге Россию ждет судьба Греции, Италии, может быть, и по этому пути в итоге пойдем и повторим их печальную…

Давлетгильдеев: А невозможно популярным языком объяснить тому же самом путинскому пенсионному и предпенсионному электорату, что повышение пенсионного возраста будет, например, означать, в том числе, повышение пенсий?

Тофанюк: Наверное, это как-то можно объяснить, но я боюсь, что не поймут.

Давлетгильдеев: Да, но когда средняя продолжительность жизни меньше 60-ти, объяснить, что работать как минимум до 67-ми, то есть получается, люди лишаются того временного промежутка, когда…

Тофанюк: Лучше мы будем получать тысячу рублей или сколько там, девять тысяч рублей, сколько пенсия…

Давлетгильдеев: Но ничего не делать.

Тофанюк: Но они будут работать, что самое интересное. Вы их не просто заставляете дальше работать, они и так работают. Вы отнимаете у них дополнительные деньги, естественно, кто это поймет?

Давлетгильдеев: А в России по-прежнему, да, большой процент тех людей, которые, собственно, с достижением пенсионного возраста не выходят 100% на пенсию, а собственно, продолжают получать свою зарплату на рабочем месте.

Тофанюк: Естественно, вы же знаете какая у нас пенсия. В России еще большой процент людей, которые выходят досрочно на пенсию - это тоже одна как бы одна из таких обсуждаемых краеугольных камней в пенсионной реформе. Скорее всего, вот это будет отменено рано или поздно и, скорее всего, рано, потому что в этом году уже Минздравсозцразвития обещалось представить новую концепцию пенсионной реформы, которую они предлагают и там, судя по всему, речь пойдет в первую очередь об отмене досрочных пенсий. Есть еще такая интересная идея, тоже довольно экзотичная - отменить пенсионный возраст вообще как факт. Вот сколько ты накопил…

Давлетгильдеев: Столько ты, в какой момент хочешь начинать получать, в таком начинаешь получать со своего счета в фонде.

Тофанюк: Да, хочешь получать тысячу рублей - да хоть завтра выходи, либо копи дальше. Есть вот такая экзотическая идея. Но много разных идей обсуждают.

Давлетгильдеев: Вот у этой весьма интересной идеи много сторонников во властных кабинетах?

Тофанюк: Я так понимаю, что у пенсионной реформы вообще достаточно мало сторонников во властных кабинетах и не только во властных кабинетах в принципе. Был один…

Давлетгильдеев: Был один и тот уже вне публичной политики. В стороне от принятия решения.

Тофанюк: Минздравсоцразвития тоже пытается это как-то провести, правда, с большими скандалами. Они пытались накопительную часть отменить. То ли пытались, то ли не пытались, но письмо, тем не менее, попало в прессу, и разразился большой скандал. Теперь они от этого всячески открещиваются.