Минск расплатился с Москвой за свет. Это произошло около трёх часов назад. Поставки электричества в Белоруссию возобновятся уже в полночь.
Однако свет из Москвы вряд ли разрядит политическую обстановку, которая в республике накаляется. В эти минуты на Октябрьской площади Минска проходит еженедельный молчаливый митинг. И на сей раз власти придумали новый способ помешать демонстрантам.
Выбить из Минска долг за электричество удалось только после прекращения поставок. Напряжение сняли сегодня в полночь, и спустя 18 часов в компанию Интер РАО поступили деньги из Белоруссии. Это был уже второй транш в размере 600 млн российских рублей. Точно такую же сумму "Белэнерго" перечислило 15 июня. Таким образом, республика погасила долги за весну, но уже за июнь может накопиться новая задолженность в 400 млн российских рублей. И возникает она только из-за валютного кризиса в Белоруссии. Имея достаточно средств, Минск не может купить валюту, чтобы в ней рассчитываться с Москвой.
Говоря об ответственности белорусских властей за разразившийся кризис, министр экономики Николай Снопков сегодня даже извинился за то, что не повесился. Это было утром, и тогда он ещё не знал, что погасить долг за свет удастся к вечеру. При этом Снопков подчеркнул, что в экономике страны наметились кое-какие положительные тенденции и пообещал, что к концу года экономический рост достигнет 7%.
А вот на политическом поле страны обстановка лишь накаляется. Оппозиция с недавних пор, по средам, проводит в крупных городах так называемые молчаливые акции протеста. На прошлой неделе по всей республике были задержаны несколько десятков человек. И это несмотря на то, что они не несли транспарантов и не выкрикивали лозунгов.
Такие собрания организуются через социальные сети, и буквально час назад на Октябрьской площади Минска начали собираться участники новой акции. Их было около тысячи человек. Как сообщает агентство "Интерфакс", колонна растянулась на 2 километра по улице Янки Купалы. Это совсем недалеко от Октябрьской площади. И сразу же начались первые задержания. Митингующих сажают в автобусы без номерных знаков.
Между тем, белорусские власти придумали новый способ помешать молчаливым акциям. Сегодня вечером, буквально в эти минуты, они организуют на Октябрьской площади дискотеку для молодежи. Как сообщает "Радио Свобода", в вузы даже поступило распоряжение отправить на праздник от 20 до 100 человек. Пример в таком способе борьбы с оппозицией был взят с Москвы. Достаточно вспомнить о разного рода днях донора и спортивных праздниках на Триумфальной площади в Москве ровно тогда, когда там проводились марши несогласных.
Лидер движения "Молодая Беларусь" Артур Финкевич рассказывает о том, что происходило в Минске.
Казнин: Что происходит, расскажите подробности. У нас есть информация, что задерживали даже и журналистов, например, фотокорреспондентов двух или трех человек. Они отправили запрос в редакцию о том, что им не дают позвонить.
Финкевич: Один из корреспондентов – фотокорреспондент «Белгазеты», второй корреспондент «Нашей нивы». Также задержали и кого-то из прибалтийских корреспондентов. Кроме этого, достаточно сильно был избит фотокорреспондент «БелоПАНа». Задержали примерно несколько десятков человек, загрузили в два автобуса с тонированными стеклами, также достаточно много активистов задержали на подходах к месту сбора, то есть на Октябрьской площади, там, где в этот момент проходил концерт, организованный белорусскими властями. В данный момент все задержанные находятся в райотделах, мы ожидаем того момента, когда, возможно, кого-то начнут выпускать. Начнут выпускать их примерно через 3 часа, поскольку, согласно белорусскому законодательству, для проверки личности сотрудники милиции могут задержать не более чем на 3 часа. После 3 часов им должны быть либо предъявлены обвинения, либо они должны быть выпущены на свободу.
Писпанен: Здесь корреспондент Газеты.ру на лентах сообщает, что сильно избиты даже несколько девушек-фотожурналистов.
Финкевич: Понимаете, в чем вопрос. Белорусская система она не разбирает – журналисты это, не журналисты, девушки, не девушки. Для них те люди, которые выходят протестовать против чего-либо в любом виде – молчание, хлопание, либо это оппозиционные митинги, у белорусских властей реакция только одна – это грубая физическая сила в отношении к протестующим. Кроме того, это грубейшая реакция задержания, травля по государственным СМИ, также давление на людей, которые выходили на акции, задерживались через работу, учебу и т.д. У нас, например, несколько активистов движения были просто выгнаны с работы после последней акции.
Казнин: Артур, а дискотека удалась?
Финкевич: Я не знаю, как могла удастся дискотека, если на площадь в этот момент пришли люди для того, чтобы провести акцию? А дискотека эта была направлена только на то, чтобы сорвать это мероприятие.
Писпанен: То есть никто на эту дискотеку не приходил, пришли только молчуны на акцию?
Финкевич: Ну фактически так. Люди, которые пришли на эту дискотеку, должны были прийти именно по разнарядке, как это было в советские времена. От учебного заведения преподаватель должен был привести с собой 10-20 человек, чтобы было определенное количество людей. Для них это был, наверное, неутешительный результат – то, что вышло достаточно мало людей.
Казнин: Когда следующая акция?
Финкевич: Следующая акция планируется 3 июля. Мы не являемся организаторами этих мероприятий, это абсолютно аполитичные люди, в первую очередь. Оппозиционные активисты, движения либо партии могут присоединяться или не присоединяться к этим мероприятиям. Но мероприятия направлены на то, чтобы та ситуация, которая происходит в Белоруссии, прекратилась.