Сергей Удальцов был задержан 4 декабря во время митинга оппозиции на Чистых прудах. Однако новые десять дней ареста появились в связи с другим административным нарушением – якобы Удальцов не подчинился сотрудникам полиции у здания Центризбиркома 24 октября, где он собирался провести одиночный пикет. Жалоба на административный арест Удальцова будет рассмотрена в Тверском суде завтра. Сам координатор «Левого фронта», сейчас находится в больнице в тяжелом состоянии.
Вот что рассказал ДОЖДЮ лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров.
Каспаров: Ситуация с Удальцовым, она выходит за рамки протеста. Никого не интересуют, какие взгляды у Сергея Удальцова. Это, на самом деле, не имеет никакого значения. Он страдает за эти взгляды и власть, грубейшим образом нарушая закон, фактически сделала, как к предумышленному…
Сергей Удальцов буквально за месяц превратился из оппозиционера, которого никто не принимает всерьез, в одного из главных героев гражданского общества и даже мученика. Так совпало или это превращение ‑ закономерность?
Сегодня и вчера поддержать Сергея Удальцова в суде пришли более 100 человек. Вчера, когда Удальцова привезли в суд, встречающие его люди ‑ просто граждане, журналисты - скандировали «Сергей, мы с тобой». Сегодня на несанкционированную акцию в поддержку Удальцова, которая прошла возле здания Тверского суда, приехал блогер Алексей Навальный, поэт Лев Рубинштейн, депутат Илья Пономарев. Они провели возле здания суда несколько часов – при этом многие из них не согласны с политическими убеждениями Удальцова и никогда бы не стали его поддерживать, если бы ситуацию была другой.
На день гнева, который организовывает «Левый фронт», приходило гораздо меньше людей, чем сейчас пришли высказать свою поддержку Удальцову. Удальцов – «профессиональный политзаключенный». Его арестовывали за пикеты более 100 раз. И эта голодовка – тоже не первая в его жизни. Свою протестную деятельность он ведет с 1998 года, когда он организовал авангард красной молодежи. И с тех пор постоянные задержания и постоянные аресты на 15 суток стали в общем то привычным явлением. На это, кстати, и упирала судья Боровкова, когда давала ему 10 суток.
Хотя, как теперь выясняется, когда к фигуре Удальцова стали присматриваться более внимательно, он из очень приличной семьи и с революционными корнями.
Например, прадед Иван Дмитриевич Удальцов был революционером, а в конце двадцатых годов стал ректором МГУ. После образования Института международных отношений он стал его первым ректором. Дядя Сергея Удальцова, Александр Удальцов, до недавнего времени был послом России в Латвии. Отец ‑ доктор исторических наук. Даже бывшие соратники по борьбе сейчас отзываются о нем исключительно положительно. Вот, например, что говорит Виктор Анпилов.
Анпилов: Он не только сам он из хорошей семьи, но это думающий молодой человек, один из немногих, кто не потерял голову в этой кутерьме и какой-то, условно говоря… Я считаю, что Сережа… Его выступление, кстати сказать, с больничной койки на митинге, было одним из самых продуманных и самых лучших, на мой взгляд.
Солидарен с ним и «конкурент» Удальцова, по крайней мере, в начале 2000-х годов ‑ Эдуард Лимонов. По его мнению, нынешняя популярность Удальцова ‑ это вполне логичное продолжение того, что он делает.
Лимонов: Парень из Левого Фронта становится как бы символом борьбы. Так и должно было быть. Его должны были заметить, потому что старые лидеры левого движения все ушли: Зюганов стал прикормленным давным-давно такой величиной, карманный коммунист такой, все остальные постарели, Тюлькин фактически сошел со сцены, Анпилов тоже сошел. Вот молодой парень - это объяснимо.
При этом до сих пор непонятно, почему Удальцова так упорно не отпускают. Есть версия, что это месть, а возможно, что это показательное наказание, чтобы остальные любители площадей знали, что их ждет. Но несмотря на всю тяжесть положения, власть своими действиями все же добавила ему популярности. Может быть еще и потому, что в последние дни многие их тех, кто посмеивался над постоянными сообщениями об аресте Удальцова, провели по 5, 10 или 15 суток там же, где привык проводить их Удальцов.