Верховный суд приравнял призывы к осуществлению террористической деятельности к непосредственному исполнению данного вида преступлений. Как передает корреспондент "Интерфакса", пленум ВС проголосовал за это большинством голосов.
Таким образом, за публичный призыв к осуществлению теракта будет ужесточено наказание. Прежде предусматривалось лишения свободы до 5 лет или штраф до 300 тыс. рублей, в то время как статья "терроризм" предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет. Кроме того, участники пленума предлагают уточнить действия статей 280 и 282 - "разжигание ненависти или вражды на национальной почве". Предлагается установить ответственность за данный вид преступления лишь в случае публичного нарушения закона.
Статистика свидетельствует о резком росте преступлений националистической и экстремистской направленности в последние годы. Так, в прошлом году за организацию экстремистских сообществ были осуждены 23 человека, в то время как 3 года назад, таких было только двое. По данным МВД, в 2004 году было зафиксировано 130 преступлений экстремистской и националистической направленности, в 2010 году - 656, только за первые 5 месяцев этого года - 280.
За комментариями мы обратились к Олегу Орлову, главе правозащитного центра "Мемориал".
Изюмская: Как вы относитесь к тому, что фактически было ужесточено наказание, и теперь призыв к терроризму равен к совершению террористического акта по степени наказания?
Орлов: Если бы было так, как говорите вы, я бы сам решительным образом это осуждал. Но насколько я понял постановление пленума Верховного суда, речь идет совсем о другом – о том, что осуждать людей за призывы к террористической деятельности не по статье «Призывы к экстремистской деятельности», а есть у нас статья 205.2. Эта статья так и называется «Публичные призывы к террористической деятельности». Никто эту статью не изменял, она есть. Просто она недостаточно использовалась, а использовалась обычно статья «Призывы к экстремистской деятельности». Суд просто всего лишь указал, что нужно за призыв к террористической деятельности использовать прямо ту статью, которая так и называется. По-моему, закономерное и правильное решение. Никакого ужесточения я здесь не вижу.
Изюмская: А что касается некоторого смягчения статей 280 и 282?
Орлов: Это абсолютно правильно, это делается в продолжение тех решений пленума Верховного суда, которые в последнее время имели быть место, именно об уточнении использования этих так называемых антиэкстремистских статей, когда эти статьи использовались просто как дубинка для борьбы с инакомыслием у нас в стране. Важно точно понимать, за что эти статьи, как они принимаются, и тем более нельзя допускать, чтобы люди, критикующие милицию или чиновников, за это подвергались уголовному наказанию, так как якобы разжигают социальную рознь в отношении социальной группы чиновники или милиционеры. Это были предыдущие решения, дальше идет в этом направлении деятельность Верховного суда. Это, по-моему, правильный совершенно подход.