Дмитрий Медведев заехал сегодня в "РИА Новости" поздравить агентство с 70-летием. И побывал на летучке, где ему показали видеоролик из проекта Rap Info — новости речитативом.
Поразить президента решили сюжетами о Михаиле Ходорковском, Никите Михалкове и системе ГЛОНАСС. Судя по всему, удалось, президент даже пообещал в будущем свое обращение записать в стиле рэп.
Тем самым Дмитрий Медведев стал ближе Владимиру Путину — раньше музыка улиц была близка скорее премьеру.
Будущее "политического" рэпа обсуждаем с участниками проекта Rap Info, рэперами Александром Степановым и Тимуром Кузьминых, более известными как ST и Dino MC 47, а также автором проекта Иваном Парфеновым.
Казнин: Вы согласны с тем, что рэп должен быть созидательным? Как в лучшие комсомольские годы вы с мотыгами идете в поля и вместе со всем народом созидаете светлое будущее?
Макеева: Нет-нет, нард с мотыгами, а исполнители вдохновляют.
Кузьминых: Рэп должен быть разным, рэп есть gangsta, очень криминальный, есть коммерческая музыка, которая крутится по музыкальным каналам, есть рэп социальный, есть рэп протестный, революционный. Наш рэп – протестный, не революционный.
Макеева: А вас не удивило, что, во-первых, этим заинтересовались «РИА Новости», государственное информагентство, во-вторых, Медведеву показывали, правда, там какой-то фрагмент вычеркнули, насколько я понимаю.
Кузьминых: Ему показали все полностью, фрагмент вырезали из репортажей.
Степанов: Если вернуться к теме того, что рэп-музыка - даже если не подразделять ее на социальный-не социальный, gangsta, не gangsta - всегда и в Штатах и у нас, рэп-музыка говорила о том, о чем говорят люди в массах. Это голос большинства молодых людей. Этим можно объяснить и то, почему этим заинтересовалось «РИА Новости». Потому что мнение огромной массы, которое подчас забывается.
Казнин: Все-таки вы сказали про протест. Протест, по крайней мере, в нашей стране, в России – это что-то, что находится за рамками официальной политики. Это если говорить и о партийной жизни, и если говорить, наверное, о музыке.
Кузьминых: Мы же не в политике.
Казнин: Вы о политике читаете.
Кузьминых: Мы же это делаем, потому что это актуально, интересно. Молодые люди хотят это слушать. Может быть, им неинтересно это смотреть, грубо говоря, кондовые новости на Первом канале, но, послушав трэки – у нас готово уже три выпуска, будет четвертый, то есть почти месяц в еженедельном режиме – послушав нас, они обращают внимание на какие-то новые проблемы, новые для себя вещи, о которых они раньше не знали. Если послушать наше творчество, что я, что Саня, мы всегда делали рэп социальный, рэп жесткий, рэп правильный. Немножко изменилась форма, теперь то в формате таких новостей, но тем не менее, это все идет честно, это идет от сердца. И мне этим очень нравится заниматься, это действительно по-настоящему интересно.
Степанов: Можно еще добавить, в чем еще особенность этой передачи, что все-таки артист, делая свой собственный трэк, он волей-неволей все равно дает именно свое мнение, свою позицию. Он говорит прямолинейно, и уже человек думает, слушать его или нет. А в проекте Rap Info мы стараемся дать именно новость. У нас есть какая-то заинтересованно где-то, свое мнение, но мы его держим, чтобы человек получил именно новость с двух сторон. Не то что кто-то плохой или хороший, а то, что есть факты о том, что он плохой, и факты о том, что он хороший.
Парфенов: Что касается традиционных классических новостей, то сегодня журналисты могут чувствовать себя стесненными, не полностью свободными в традиционных форматах. Может быть, приходится, а может быть, получается так, что мы находим творческое применение, творческое выражение современной журналистике. В актуальных форматах именно рэп, русский рэп, который исполняют такие ребята как Dino и Саша – это, наверное, самый актуальный, самый правильный способ подачи. Не то что мы его выбрали специально, а так работают тенденции, и мы просто пытаемся за ними успеть.
Макеева: Вы сами в «РИА Новостях» работаете.
Парфенов: Да, я работаю в «РИА Новости».
Макеева: А между собой вы как связались? Как это было – вы придумали этот проект именно новости, и дальше вы искали исполнителей и нашли людей, которые по совпадению интересуются не только рэпом, а еще и новостями?
Парфенов: Я небезынтересен к рэпу, и в принципе, знал, что есть рэперы, которые имеют гражданскую позицию, какой-то интерес к текущим событиям. Я старался обращаться именно к ним, и мы сошлись просто в интересах. И записав первый ролик, я понял, что это будут те ребята, с которыми я хочу работать.
Макеева: Общение с президентом – он, конечно, по форме пошутил «послание Федеральному собранию хорошо в этом стиле записывается» и т.д, было очень симпатично и мило, но он по содержанию что-нибудь сказал? До, после, в процессе как-то с вами обсуждал?
Кузьминых: Нас-то там не было.
Макеева: Он с вами вообще не говорил?
Кузьминых: Иван там был, а нас там не было. Есть видео, которое можно посмотреть на сайте «РИА Новостей», и я думаю, что все комментарии, которые он сказал во время просмотра этого трехминутного ролика. Он где-то улыбался, где-то загрустил, но в общем, мне показалось, что…
Казнин: Плакал.
Кузьминых: Когда он загрустил, мы тоже загрустили. В общем, показалось, что действительно на него это произвело интересное впечатление, ему понравилось, это было действительно необычным.
Казнин: Ведь всегда в России была проблема – власть и художник. Я и к вам обращаюсь, который все это придумал и организовал в официальном средстве массовой информации, и при этом делает вот такие протестные вещи. Не боитесь ли вы, что это будет выглядеть так, что ребят будут приглашать выступать на корпоратив к замминистра какого-нибудь.
Макеева: Вот этого бояться не надо, очень хорошо.
Казнин: Понятно, что деньги хорошие. Но это все будет вот так вот выглядеть, и не более того, и не дальше.
Парфенов: Я сначала опроверг бы формулировку того, что это протестный проект. Он не протестный.
Казнин: Протестный рэп – прозвучало.
Парфенов: Я не скажу, что это протестный рэп, он абсолютно соответствует актуальным событиям, мы никаким образом не перегибаем, не пытаемся нагнетать или раскачивать что-то, просто мы делаем так, как мы это видим, мы никому не заискиваем.
Казнин: То есть на митинге оппозиции вы не выступили бы, к примеру?
Парфенов: Нас для начала никто не приглашал на митинг оппозиции.
Кузьминых: 31-го точно нет, это вообще моя тема. Я не поддерживаю как ни «Наших», так и Стратегию 31 я тоже не поддерживаю. Я, естественно, понимаю, что в России необходимы определенные перемены в плане того, чтобы больше людей могли участвовать в этой политике и должна быть гораздо большая конкуренция. Но такие радикальные формы, и люди, которые орут: «Революция!», ломать, взрывать, грабить – мы их тоже не поддерживаем.
Макеева: А вы уверены, что участники встреч 31 числа призывают ломать и грабить?
Парфенов: Просто позиция большинства людей, которые думают и хотят, чтобы что-то изменилось, находится не на «Селигере» и не на «Антиселигере», она находится где-то посередине. Мы не должны обязательно выступать в каких-то акциях, чтобы показать какое-то отношение к текущим событиям. Мы можем тоже делать нашу работу, давать возможность тысячам людей услышать нас, можем их мнением заинтересоваться.
Кузьминых: Обсуждать, спорить. Потому что если вы, допустим, зайдете на официальный канал Youtube, где все эти видео, и почитаете комментарии, очень идет такая жесткая борьба, люди спорят на разные темы.
Степанов: Очень забавно то, что мы даем просто новости, как они даются везде. Но за счет того, что это новости без вырезки и именно такие острые, вы их сразу назвали протестом. Мне кажется, такое мышление только у нас в стране возможно. Если правда – то протест.
Макеева: Теперь, когда показали президенту, это, конечно, не протест. Мы сейчас тоже все услышали. Вы понимаете, что теперь вас не будут воспринимать как смелых ребят. Я посмотрела несколько дней назад, я впервые увидела, что такое Rap Info и подумала: «Да вообще, крутые ребята». А теперь вы все президенту показали, значит, можно, значит вы уже часть системы.
Степанов: Опять же очень странная наша система. Если делаешь песни, тебя знает 100 человек, ты у нас настоящий артист, рэп-музыкант, тебя знает тысяча человек – ты, видимо, уже продался кому-то. Твои клипы взяли на телек – все, ты уже попса. Это менталитет, тут не изменить. Мы как делали новости, мы их так и будем делать.
Казнин: А где вы взяли новости, как вы их выбираете? Почему эти, а не те?
Макеева: Иван выбирает, нет?
Кузьминых: В основном, да, выбирает Иван. Все в диалоге, все в команде. Мы собираемся и выбираем что-то интересное. Но, как правило, какая-то самая острая новость. Благо, вот июнь у нас был полон хороших новостей, хороших и плохих, и противоречивых, поэтому было о чем написать.
Макеева: Новости должны появляться в выпуске новостей раньше, чем раз в неделю. И то, тяжело, наверное, раз в неделю, это творческий, кроме того. Но вы готовы чаще? Или не думаете, наоборот, что это слишком часто уже сейчас, что вы просто устанете скоро?
Кузьминых: Я думаю, что раз в неделю – это оптимально. Как правило, занимает один день написать это все, сочинить и записать в студии. Соответственно несколько часов съемок. Плюс постпродакшн, это графика, там тоже работает команда людей. Раз в неделю, я думаю, что мы можем это делать, потому что параллельно мы занимаемся еще и своими альбомами. Я записываю новый альбом, у Сани недавно вышел альбом. У нас есть свое основное творчество, мы тоже не забываем.
Казнин: Я предположу, мне почему-то пришла такая мысль в голову, что в ближайшее время вас куда-то пригласят делать раз в неделю такие выпуски новостей на каком-нибудь телеканале. Не было еще таких предложений?
Макеева: Пойдете?
Парфенов: Давайте если мы все-таки будем на канале, вы сможете сказать: «Вот, я был прав».
Казнин: Хорошо. Я, в общем, для этого и сказал. Мы не можем с вами расстаться, не попросив что-то почитать, какой-то выпуск новостей.
Степанов: Михалков Никита, мы вас раскусили, Вы администрация милиции России, покинули совет, зачем обороны мина?!. Чтобы ведерком синим было вас не видно? Понятно, что обидно, дофига работы, и нас волнуют, честно, все ваши заботы. А мы, козлы и хамы, люди больные, простите, что, Никита, вообще смотрим ваши фильмы. Я видел видео, знаю, вы научились смеяться без наркотиков. Глаза шире открылись, простите, у вас встреча? Пожалуйте на встречку. А нам с утра до вечера вообще-то делать нечего.