Прямой эфир

60% москвичей хотели бы "перестрелять взяточников"

Здесь и сейчас
662
13:25, 23.06.2011
Сотрудник Института социологии Владимир Петухов рассказывает подробности доклада  "20 лет реформ глазами россиян".    

60% москвичей хотели бы "перестрелять взяточников"

Каждый третий россиянин иногда испытывает желание всех перестрелять. Таковы данные опроса института социологии, которые представлены в докладе "20 лет реформ глазами россиян".

Примерно столько участников исследования желают перестрелять "взяточников и спекулянтов". В Москве доля тех, кто постоянно испытывает такое желание, еще выше: она достигает 60%. В докладе отмечается, что большинство россиян считают сложившуюся в стране ситуацию несправедливой, а также боятся "беспредела и разгула преступности". 15% участников опроса, называющих себя русскими, согласились с тезисом о том, что "Россия должна быть государством русских людей", и каждый третий выразили желание, чтобы у русских жителей страны было больше прав, чем у представителей других этнических групп. 70% людей, назвавших себя русскими, признали, что испытывают неприязнь к людям других национальностей, и каждый второй одобрили бы насильственное выселение представителей других национальностей из своего населенного пункта.

Сотрудник Института социологии Владимир Петухов рассказывает об итогах опроса.

Изюмская: А какое-то объяснение такому негативному настрою россиян существует?

Петухов: Мне кажется, что из 300-страничного доклада вы почему-то выбрали только негативные моменты. На самом деле, наш доклад был посвящен 20-летию реформ и тому, как россияне оценивают эти реформы. Что касается тех вопросов, которые вы задавали, там на самом деле их много, с каждым надо разбираться в отдельности. В отношении готовности расстрелять, вы же понимаете, что это фигура речи. Речь идет о действительно росте агрессивных настроений в нашей среде, особенно среди молодежи. Что касается национального вопроса, то здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда нерешаемые социальные проблемы трансформируются в межнациональный конфликт и в межнациональную рознь. Часто это лишь форма выплеска недовольства. То есть улица безъязыкая, она не имеет своих идей, лозунгов. Национальные лозунги – самые простые, доступные для самого примитивного человека. Я бы предостерег вас и ваших зрителей от того, что они бы рисовали такую одностороннюю картину. Во-первых, число россиян, разделяющих идею «Россия для русских» не превышает обычно 12-13%, это примерно столько же, сколько в любой европейской стране, граждан, националистически ориентированных. Что касается позиции по поводу того, что Россия – большая страна, но русские должны иметь больше прав, это, в основном, так называемые мягкие националисты, которые исходят из того, что приезжие не всегда, особенно с ближнего зарубежья и некоторых регионов России, не стремятся следовать тем правилам и установкам, которые существуют в российском обществе, не более того. На самом деле, россияне достаточно терпимы в этническом отношении. И, как мы видим, если стычки и происходят, они носят эпизодических характер, и каких-то пока еще массовых столкновений не наблюдали. То, что было на Манежной площади зимой прошлого года, по некоторым оценкам, это все-таки не было в чистом виде выступление какой-то националистической молодежи, тут подогрев какими-то фашистскими, националистическими лозунгами. В общем, очень сложное переплетение факторов и обстоятельств. С каждым из них надо разбираться в отдельности, но рисовать картину, что Россия заражена какой-то болезнью этнофобии, было бы явным преувеличением.