Прямой эфир

Прохоров: "Если Исаеву скучно, пусть съездит в Диснейленд"

Здесь и сейчас
3 627
23:59, 17.06.2011
Михаил Прохоров в нашей питерской студии. Говорим о "Правом деле", "Ё-мобиле" и тех, у кого нет судьбы.

Прохоров: "Если Исаеву скучно, пусть съездит в Диснейленд"

Михаил Прохоров в нашей питерской студии. Говорим о "Правом деле", "Ё-мобиле" и тех, у кого нет судьбы.

Арно: Встали в 6:30 сегодня. Какое это интервью по счету?

Прохоров: Я уже сбился со счета.

Зыгарь: Когда я встал – я встал не в 6:30, а около 8-ми – первое, что я увидел по телевизору – это ваше выступление на деловом завтраке. Первым ньюсмейкром сегодняшнего дня перед президентом стали вы, и новость о том, что Михаил Прохоров сделал первое политическое заявление как будущий лидер партии, и сразу начал с критики властей. Вы говорили про перераспределение властных полномочий между регионами и федеральным центром, и вскоре об этом заговорил и президент – о децентрализации. Вы угадали, вы думаете в унисон с президентом или продолжите критиковать новыми аргументами?

Прохоров:  Я вообще не люблю никого критиковать, и вот та корпоративная культура, которая сложилась в бизнесе, мне очень нравится, я попробую ее перенести в сферу политики. Критиковать легко, а ты попробуй сделать. Есть проблема – должен сам найти, как ее решить. Я считаю, что если меня съезд поддержит, то мы критично будем отличаться от всех других партий тем, что мы будем обозначать проблему и давать технологию решения. Я никого не критиковал, я просто приводил пример того, что любая система должна отвечать очень простому правилу – проблема должна решаться там, где она возникает. У нас это, к сожалению, не так, и мы из-за этого отстаем. Я предложил ряд решений, которые, на мой взгляд, значительно могут повысить эффективность государственного управления.

Иванов: Вы бизнесмен, идете в политику, и у вас, совершенно очевидно, есть цели и амбиции. Хотели бы вы стать, например, премьер-министром России?

Прохоров: Известная пословица избитая – плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Я почему-то с детства ее очень любил. Потому что сначала нужно достичь результата, в данном случае результатом является успешное прохождение в Государственную думу, желательно с максимальным результатом. Максимальный результат вижу как вторая партия в Государственной думе. Но сначала нужно зафиксировать этот рубеж, на нем обосноваться, а потом уже строить какие-либо планы. А любые рассуждения о каких-то высоких материях и следующих шагах – это не сильно профессионально. Надо дело делать постепенно и профессионально. По крайней мере, я всегда так делаю в бизнесе, и кое-какого успеха я, видимо, достиг, поэтому стратегию и тактику менять не буду.

Зыгарь: Вы сказали, что критиковать и ввязываться в политическую ругань – это неправильная стратегия для бизнесмена, но тем не менее, один из ваших будущих противников, один из идеологов «Единой России»  Андрей Исаев вчера сказал, что "Единая Россия" намерена пересмотреть свою стратегию на будущих выборах, и они будут бороться не против КПРФ, потому что с ними скучно дискутировать, ничего нового КПРФ не придумает, а бороться будет с «Правым делом», потому что прозападные олигархи – это хорошая мишень.

Прохоров: Если Андрею Исаеву скучно, пусть идет в «Диснейленд», там развлечется. На мой взгляд, ситуация простая. Это выглядит смешно. Мы еще не опубликовали никакую программу, никто еще не услышал, что мы хотим предложить, люди уже готовятся с кем-то бороться. Да ради бога, пусть борются.

Зыгарь: Вы будете прозападным политиком, как ждет этого "Единая Россия"?

Прохоров: Я вообще плохо отношусь к ярлыкам - консерватор я, либерал, прозападный, почвенник и т.д. По-моему, надо идти от реальной жизни. Есть определенные проблемы, они очевидны. У нас проблемы в стране с технологией решения. Надо представить свою программу, которая показывает не только глубокое знание проблемы, а самое главное – как их решить. Это то, что в бизнесе особенно очевидно. Если вы разговариваете много про капитализацию, но ничего не делаете, соответственно вы либо разоритесь, либо ваша компания стоит довольно мало. Мне кажется, в политике, возможно, другие правила – я еще даже не стал политиком – но конкретное решение вопроса гораздо важнее, нежели красивые глаза.

Зыгарь: Для хорошего бизнеса, как и для хорошей партии важна, наверное, не только программа, но и хорошая команда. Откуда вы будете черпать людей, кого вы видите в своей команде?

Прохоров: Приходите на съезд. Там кое-что расскажу.

Зыгарь: Например, бывший член генсовета "Единой России" Дмитрий Зеленин, знакомый, видимо, вам человек. Вы его можете видеть как потенциального члена команды?

Прохоров: Я еще даже не стал членом партии. Абсолютно некорректно и неуважительно по отношению к членам партии что-либо комментировать, не будучи в самой партии.

Арно: Понятно, что бизнес-сообщество вам поддерживаете, потому что это, в основном, ваши друзья, коллеги и т.д.

Прохоров: Я бы так не сказал.

Зыгарь: А как вы считаете, поддержат или нет?

Прохоров: Не знаю. Я слышу критику малого и среднего бизнеса, что крупный бизнесмен не знает наших проблем. Это абсолютно не так, потому что когда я начинаю стартап, это в некотором смысле малый или средний бизнес.

Зыгарь: В эфире нашего телеканала такой предприниматель как Вадим Дымов говорил, что средний и мелкий бизнес за олигархом не пойдет. 

Арно: А обычные люди, граждане Российской федерации – им-то как миллиардера полюбить, чтобы они за вас голосовали? Вы об этом думали?

Прохоров: Я думаю, что пора ломать стереотипы.

Арно: Каким образом?

Прохоров: Увидите.

Арно: Анатолий Чубайс как раз на это нам сказал, что вообще все построено на парадоксах, и как раз вдруг полюбят вас – за красивые глаза, за ваши речи и действия, конечно.

Прохоров: Посмотрим. Результат будет известен, видимо, 5 декабря.

Иванов: Насколько вы довольны стартом Ё-мобиля - вы получили огромное количество заявок. И будет ли проект развиваться в региональном аспекте? Говорят о том, что производственные мощности могут быть размещены, например, в Москве тоже. А еще раньше говорили о том, что Ё-мобиль может стать решением для Тольятти. Будет ли расшириться география этого проекта? Здесь вы, наверное, можете себе позволить чуть больше определенности.

Прохоров: Проект абсолютно новаторский. Это значимое для нашей группы движение в сторону инноваций. Мы хотим объять необъятное. Хотя Козьма Прутков говорил, что это неправильно, здесь мы как раз пытаемся это сделать. Мы хотим создать абсолютно конкурентный автомобиль с нуля. Потому первым этапом нам нужно запустить наш завод 25-тысячник. 20 тысяч будет выпуск автомобилей и 5 тысяч комплектов для автосервиса. Как только мы его запускаем с учетом тех заявок и потребностей, которые наши граждане высказали, мы где-то с середины следующего лета будем работать над конкретными проектами, в каких регионах мы совместно с другими бизнесменами или сами – это зависит от более детального изучения рынка – готовы развивать это производство. В чем наше принципиальное отличие от традиционного автомобиля – что, по нашим расчетам, окупаемость наступает всего с 7 тысяч автомобилей. В отличие от сотен тысяч традиционного автомобиля. Этот вопрос будет актуален ровно через год.

Иванов: Даже несмотря на то, что объем заказов позволяет загрузить петербургское предприятие на несколько лет вперед, по сути, у вас очередь до 2015, если я не ошибаюсь?  

Прохоров: Это все правильно. Но когда вы делаете автомобиль с нуля, вы понимаете, какой объем комплектующих нужно вам поднять? Там же не все они типичны, которые можно взять с рынка. Там куча инновационных решений, нам нужно время для разворачивания комплектующих. Более того, они должны быть очень высокого качества, что является серьезной проблемой для российской автомобильной промышленности.