В непризнанном государстве Приднестровье завершились выборы президента. Пока по предварительным данным побеждает Евгений Шевчук, у него 39 %. Хотя Центризбирком республики решил объявить предварительные итоги выборов только 14 декабря, уже ясно, что второго тура выборов не избежать.
За право стать главой Приднестровья с Шевчуком скорее всего будет соревноваться нынешний спикер парламента Анатолий Каминский.
ЦИК уже признал выборы состоявшимися, поскольку пришло более 50% избирателей.
Предварительные результаты выборов уже всех удивили, потому что предполагалось, что действующий президент республики Игорь Смирнов уж точно должен пройти во второй тур. И согласно опросам экзит-поллов он побеждал с результатом 47 %. Однако президент сильно дискредитировал себя за время президентского срока, к тому же в России на его сына заведен ряд уголовных дел.
Что касается Шевчука и Каминского, то эксперты связывают победу Шевчука с тем, что у него была более четкая предвыборная кампания, а именно он предлагал реформы в экономике, хотел прекратить политику, при которой только одна фирма в регионе получает преференции. Речь идет о фирме «Шериф», которая контролирует все доходные бизнесы.
А у Каминского определенной программы не было. Он говорил, что если вы проголосуете за меня, Россия продолжит нас финансировать. Кроме того, как говорят жители Приднестровья, Каминский потерял свой авторитет еще за время своей работы в парламенте.
Кохтарева: Слишком агрессивная была агитация, слишком навязчивая. Это первое. А второе – Каминский все-таки председатель Верховного совета ПМР, столько лет он на руководящих постах, он тоже на виду. У людей возникает законный вопрос: почему же за все годы своей работы в такой должности он, получается, ничего не сделал, чтобы бороться с коррупцией, у него же были возможности это делать и раньше.
По словам корреспондента газеты «Коммерсантъ» Владимира Соловьева, который родился в республике, лозунги 60-летнего Каминского «Нам нужны перемены», по мнению общественности, выглядели достаточно странно. А Шевчук делал свою избирательную кампанию сам, у него не было никакого административного ресурса. Кроме того, по словам Соловьева, в международном отношении разницы между Каминским и Шевчуком особенно нет, потому что оба они пророссийские.
Соловьев: То, что победил именно Шевчук, которого никто не поддерживал, а наоборот, ему доставалось и от Москвы, и от Смирнова, означает, что Кремль, как и в Южной Осетии, сделал неправильный выбор, сделал ставку не на того человека. Технологически Кремль проиграл, а глобально нет, потому что и Шевчук, и Каминский – в общем, пророссийские кандидаты в Приднестровье, как и в той же Южной Осетии, не пророссийских кандидатов просто нет.
Что касается самых выборов, то непонятно, как их можно признать состоявшимися, если государство непризнанное, то политологи говорят о том, что международные наблюдатели, о которых говориться в республике, на 90% состоят из российских представителей.
Однако, по словам политолога Алексея Власова, кто будет сидеть на посту главы республики важна только в контексте планов Козака. Согласно этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией».
Власов: Россия-то заинтересована, чтобы здесь решить вопрос максимально мирным путем, допустим, через конфедеративное устройство с Молдовой. Поэтому здесь важно, чтобы был человек, который большую склонность к компромиссам проявлял бы по отношению к Кишиневу. Смирнов, как я понимаю, никоим образом на эту роль не годился.