Минюст разработал масштабную программу, призванную сделать наших чиновников грамотней, честней и расторопней. А правительственная "Российская газета" публикует сегодня созревший в Минюсте проект указа президента об эксперименте по стимулированию госслужащих к повышению качества государственных услуг.
Цитата из проекта: "Свежесть идеи в том, что столоначальника попытаются в первую очередь заинтересовать службой, как бы неожиданно это ни звучало. Когда глаза горят, взятки к рукам почти не прилипают".
"Зажечь" глаза чиновникам поможет эксперимент, предложенный Министерством юстиции. Он должен пройти в этом году, а уже в следующем сформированы предложения по внедрению здоровых стимулов в жизнь. Кстати, некоторые инициативы уже проходят обкатку в службе судебных приставов.
Скептикам, вероятно, задача может показаться безнадежной, учитывая запущенность проблемы. Однако ведомство подвело научную базу под старую истину: "кадры решают все". Ещё в прошлом году был проведен конкурс на выполнение научно-исследовательских работ на эту тему. Было предложено ввести специализированные образовательные антикоррупционные программы для чиновников.
Но знания — еще не вся сила в борьбе с коррупцией. Учеными разработана программа введения антикоррупционных стандартов на государственной и муниципальной службе, включающая единую систему запретов, ограничений и обязанностей. Среди идей — премировать чиновников за сообщения о подкупающих предложениях.
Предложения Минюста комментирует президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.
Макеева: Как считаете, поможет предложение ввести премии за сообщения о предложенных взятках?
Сатаров: Мне кажется, что здесь такой довольно серьезный налет наивности, потому что ключевые условия, которые у нас порождают коррупцию, отнюдь не связаны с теми или иными свойствами людей, конкретных чиновников. Они связаны с тем, что из себя представляет наша политическая система, каковы у нас суды, как у нас устроена исполнительная власть, как у нас устроена представительная власть – вот это порождает коррупцию. Самое главное во всем этом – то, что у нас сформировался режим бесконтрольной, монопольно правящей бюрократии. А когда бюрократия бесконтрольная, она работает на себя. И ее горящие глаза направлены на совершенно другое, они направлены на чужую собственность, поэтому уезжают из страны бизнесмены и вывозят капитал. Они направлены на бюджет, который разграбляется примерно на три четверти. Вот в чем проблема. И если министр заплатил за свою должность $50 или 60 млн., то никакими такими мерами это не устранить.
Макеева: Одна из научных разработок предполагает привлекать на госслужбу как можно больше молодых и современно мыслящих людей.
Сатаров: А чего их привлекать?
Макеева: В принципе, привлекать молодых не сложно, потому что госслужба у нас по всем соцопросам - самая популярная работа для молодых людей, но с другой стороны, если человек молодой, он еще не развращен этой системой, он может ее как-то изнутри преобразовать, нет?
Сатаров: Простите, как он может быть не развращенным, если самая коррумпированная у нас сфера в бытовой коррупции – это высшее образование? Как он может быть не развращен, если для того, чтобы он попал в садик, родителям надо платить взятки? Как он может быть не развращен, если у нас 90% ЕГЭ сдается либо за взятки, либо с помощью учителей. Я знаю школы, где дети приходят с репетиторами на сдачу ЕГЭ. Как он может быть не развращен? Понимаете, либо это беспредельная наивность и глупость, либо это обман людей с отягощающим разворовыванием бюджетных средств. Другого объяснения я этому не вижу.
Макеева: Какая грустная картина.